Руководитель московской студии «Русские начала» Татьяна Валькова убеждена, что традиционные наряды идеально вписываются в современную жизнь
Коллектив «Русские начала» периодически наведывается в Великий Новгород — как правило, для участия в Фестивале костюма и народных промыслов «Сарафан». И в этом году в конце июня участницы студии снова приехали сами и привезли часть своей новой, формируемой пока ещё коллекции «Народный костюм Дмитровского уезда Московской губернии».
Дефиле коллег, а мастерицы сами наряды создают и сами же их демонстрируют, подробно комментировала руководитель «Русских начал» Татьяна ВАЛЬКОВА. Рассказала она и о своём пути к истокам, и о том, как и над чем работает студия.
Свой путь
— Прабабушка — крестьянка Черниговской губернии, казачка. Она своих детей многому научила и часто им рассказывала о том, как жили её предки. Моя бабушка была знатной мастерицей: и шила, и вязала, и вышивала. И меня приобщала к ремеслу — я крючком лет с пяти начала вещицы делать. Помню, как-то она мне говорит: «Иду по улице, гляжу, соседка сидит у дома и машет рукой, машет... Я решила, что она меня подзывает к себе. Подхожу, смотрю, а она шьёт, а машет рукой, потому что нитку слишком длинную в иголку вдела и ей неудобно с ней управляться, — рассказывала со сцены Татьяна Робертовна. — Вот тогда-то я раз и навсегда усвоила, что не нужно слишком большую нить брать. Однако в подростковые годы увлечение рукоделием с народным уклоном и изучением содержимого бабушкиного сундука уступило место другим интересным делам, в частности, музицированию, чтению».
Но фольклор сам нашёл Валькову. После школы Татьяна поступила в пединститут на учителя русского языка и литературы. Первокурсников отправили в экспедицию на Север — собирать в деревнях передаваемые из поколения в поколение сказки, легенды, песни, рецепты старинных блюд, одежду или предметы быта прошлых времён.
— Когда прибыли в первое из сёл, ребята пошли расспрашивать людей, а меня послали в магазин за продуктами, чтобы вечером на это не тратить время. Подхожу с сумкой к дому, а оттуда льётся песня — стройный хор голосов, мелодичность и такое звучание, что за душу берёт. Я прямо на крыльце села и слушала, боясь пошевелиться, — так это великолепно было. И тогда сразу для себя определила, что фольклор — это точно моё. Сначала пела в студенческом коллективе, потом в студии «На Поварской слободе», но постепенно пересилила тяга к текстилю, костюму, шитью и вышивке, которым меня когда-то учила бабушка.
Близко к оригиналу
Сейчас в студии «Русские начала» — несколько направлений: по одежде, ткачеству, головному убранству, украшению предметов гардероба.
Татьяна Робертовна говорит, что прежде коллектив воссоздавал комплекты бессистемно — то костюм из Нижнего Новгорода, то из Каргополя… Однако отдельные вещи не дают полного представления о том, что и как носили на разных территориях нашей необъятной страны, поэтому в последние годы мастерицы берутся сразу за полноценные коллекции.
Но начинают всегда с поиска информации об одежде и головных уборах. Много времени проводят в музеях. Там работают с письменными и художественными источниками, с этнографическими образцами: переснимают выкройки, перерисовывают эскизы, изучают швы, техники вышивки.
— Мы не делаем копии, да они в народном костюме и невозможны, ведь нет тех ниток, тканей, — продолжает объяснять Валькова. — Мы создаём реплики: схожие наряды из современных материалов. Причём не повторяем в точности вещь, которую брали за образец. От одной рубахи можем использовать орнамент, от другой — ткань пестрядь, от третьей — вариант оформления. Но есть и другой способ воспроизведения костюма — реконструирование. Это и воссоздание целой вещи по сохранившемуся кусочку ткачества или вышивки, и соединение от одного комплекта разрозненных предметов, которые часто находятся в разных музеях. Так, например, было с коллекцией, посвящённой костюму Олонецкой губернии. В настоящее время заканчиваем делать 17 крестьянских костюмов Дмитровского уезда Московской губернии второй половины XIX века — этот наш проект в прошлом году был поддержан Фондом президентских грантов.
«Современная женщина, надевая, например, традиционный праздничный комплект, становится намного интереснее. Такой наряд «собирает» человека — в нём уже не сделаешь каких-то лишних, грубых движений».
Путь к себе
В студии нет специалистов, профессионально занимающихся фольклором, — здесь собираются люди самых разных специальностей, которым просто интересна тема традиционного русского костюма.
— Когда к нам приходят мужчины, женщины и открывают себя, свою семью, свою историю, мы понимаем: это и есть самое главное, ради чего занимаемся таким делом, — рассуждает Татьяна Робертовна. — Мы действительно открываем широкой аудитории Русский мир. Через погружение в традицию происходит понимание своих корней, появляется чувство собственного достоинства.
Мастерицы «Русских начал», набравшиеся опыта и знаний, готовы делиться ими с другими, поэтому проводят обучающие курсы, отдельные мастер-классы, выездные семинары и фестивали.
По словам Вальковой, основная задача студии — вернуть традиционный русский костюм в жизнь, потому что он красив и удобен. Но как в этом убедить людей, как наглядно продемонстрировать большому количеству народа? Несколько лет назад коллектив предложил проект «Надень народное на День России». Сначала стараниями Вальковой и её единомышленников 12 июня преображались только москвичи, затем идею подхватили в других местах, и сейчас уже сама эта акция стала традиционной, её поддерживают и развивают в регионах, в том числе и в нашей области.
Мечта студии «Русские начала» — школа традиционного костюма, которой, к сожалению, в России пока ещё нет.
Что же до показа участницами студии «Русские начала» на фестивале «Сарафан» коллекции костюмов Дмитровского уезда Московской губернии, то публика внимательно их рассматривала, и вопросов создателям задано было много. А это только лишний раз подтверждает неподдельный интерес людей к теме традиций и культуры прошлого.