В центре Великого Новгорода «пришвартовалась» купеческая ладья
Перед шумным празднованием Дня Великого Новгорода на берегу Волхова у входа в Новгородский детинец на деревянном постаменте разместилась новенькая купеческая ладья. Деревянное судно, выполненное в масштабе по обмерным чертежам 1898 года, стало подарком Новгородского отделения Союза дизайнеров России к дню рождения нашего древнего города.
К слову, это уже не первый подобный самобытный подарок: компанию ладье составляет ушкуй, построенный дизайнерами несколько лет назад и также установленный у кремля.
— Длина ладьи достигает семи с половиной метров, ширина — чуть больше двух метров. Она могла ходить по пути «из варяг в греки», так что рядом с ней, а то и на её борту новгородцы и туристы вполне могут почувствовать себя потомственными купцами, — рассказал председатель Новгородского отделения Союза дизайнеров России Сергей ЛОПАТИН. —
Работа над проектом шла на средства выигранного федерального гранта. Мастера трудились в Сыркове с января этого года. Созданное судно — дело рук художника Владислава Булганина и корабельного мастера Алексея Гордеева.
Как рассказал Сергей Лопатин, установке ладьи в центре города предшествовала работа по замене деревянного помоста, так как прежний подгнил. К счастью, глава «Парков Великого Новгорода» в этом вопросе пошёл навстречу мастерам-дизайнерам, и к моменту установки ладьи ремонт помоста был оперативно завершён.
Теперь на борту миниатюрной копии средневекового корабля постоянно играют дети. В их распоряжении — четыре крепких сундука.
Под корпусом ладьи совсем не случайно лежат круглые деревянные брусья: с их помощью корабль можно было волочить или перекатывать по суше.
Как рассказал Владислав Булганин, участие именно художников в проекте легко объяснимо: инженер смог бы включиться в процесс в том случае, если бы на руках были чёткие чертежи с цифрами, а художнику пришлось включить образное мышление.
Обратная сторона такого подхода: множество неожиданных сложностей, которые приходилось решать в процессе. Например, ладью, созданную в панковской мастерской, в какой-то момент пришлось снова разбирать: иначе её попросту нельзя было вынести из помещения. А в процессе был разработан и новый принцип сборки.
— Мы никогда не делали лодок. Это — плотницая работа. Что-то далёкое и родное, из детства. С ушкуем всё шло быстро и на ура. Времени было очень мало. Приходим в мастерскую: доска не гнётся. Мы делаем её тоньше. Снова пробуем, — поделился впечатлениями Владислав БУЛГАНИН. — Сложность в том, что любой материал приходится собирать по крупицам. Наши предки, даже не далёкие, держали своё умение в руках, но в какой-то момент связь оборвалась, передавать навыки оказалось некому. В итоге мы потеряли целый пласт знаний. У нас сейчас чертежи, станки, точность. А деды и прадеды, строя необходимые суда для промыслов, исходили из того, что есть. В итоге формы выбирались самые простые, материалы — тоже, а лодка служила верой и правдой долгие годы. Но и ухода за собой требовала много. На Русском Севере по берегам водоёмов и сейчас можно увидеть оставленные, умирающие лодки. После опыта работы с ушкуем и ладьёй я смотрел на них уже с более пристальным вниманием и грустью, конечно.
Теги: Великий Новгород, кремль, ладья, Волхов