Светлана ИВАНОВА, учитель-дефектолог филиала № 2 Новгородского областного центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи:
— Подбор игрушек — дело серьёзное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят настроение ребёнка и прогресс в его развитии. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно ту, что ему необходима. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побуждениями, что и выбор взрослыми друзей и любимых.
У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит.
При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать! Если покупать или дарить ребенку много игрушек, то его ничего не будет радовать. Он с легкостью сломает очередную, зная, что ему купят новую.
Игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребёнка никуда не годятся. Великолепные автоматические и полуавтоматические полностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребёнка. Ему нужны такие, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера.
Так, игрушки для самых маленьких прежде всего должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность — чувствовать тепло, первые игрушки малышей должны быть мягкими и тёплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша всё познать через осязание. К трём годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с чёткой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребёнку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов.
Никогда не заставляйте ребёнка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки. Для него это — символы его развития, с каждой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья.
И ещё один совет. Не водите ребёнка слишком часто в магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Сколько слёз и страданий малышей видели сидящие на прилавках новомодные куклы, машины и звери! Эти переживания, когда ребёнок не может получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны. Только когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и устраивайте ему праздник.
Теги: дети, игрушки, общество, спросите доктора