В Великом Новгороде подвели итоги конкурса педагогических компетенций в сфере помощи людям с РАС «Ментор-2023»
Конкурс «Ментор» появился для новгородских педагогов в прошлом году. Его цель — поощрить специалистов, работающих с людьми с расстройством аутистического спектра (РАС): воспитателей, учителей, тьюторов, тренеров. Чтобы участвовать в конкурсе, или сам специалист отправляет заявку, или семьи, где воспитываются дети с РАС, представляют своего номинанта, оставляя «родительскую симпатию» на сайте общественной организации «АутизмПобедим».
По словам одного из организаторов мероприятия, мамы ребёнка с аутизмом, члена регионального отделения ВОРДИ Екатерины РЯБОВОЙ, конкурс направлен также на то, чтобы становилось больше педагогов, готовых реализовывать проекты и программы для детей с РАС, а также чтобы они не боялись входить в инклюзивную практику:
— Занятия с ребёнком с РАС — кропотливая и долговременная работа над навыками коммуникации, самообслуживания, игры, имитации. Кому-то может показаться, что в этом нет ничего сложного, но на самом деле любой успешный случай, рассказанный педагогом в заявке о своей деятельности, появляется только благодаря каждодневному труду и нацеленности на результат. Дети до того, как специалисты начали с ними общаться, тех или иных навыков не имели.
В этом году жюри конкурса, в состав которого вошли родители, педагоги, представители общественных организаций, рассмотрели 33 заявки.
Нововведением стала возможность побороться за Гран-при, представив экспертам видеопрезентацию своего уникального опыта.
— «Ментор» входит в перечень мероприятий объявленного на территории региона Года педагога и наставника, — сказала на открытии конкурса Елена ГАРЬКАВЕНКО, заместитель директора департамента общего образования областного министерства образования. — Я хотела бы увидеть новые педагогические технологии и разработки, познакомиться с новыми открытиями.
В конкурсе «Ментор» этого года было заявлено восемь номинаций, победители некоторых из них поделились своими педагогическими историями о работе с детьми с РАС.
Елена ЕРОФЕЕВА, музыкальный руководитель детского сада № 24 Великого Новгорода, номинация «За раскрытие в ребёнке с РАС его творческих талантов и возможностей»:
— Наш детский сад создал ресурсную группу около двух лет назад. Сейчас её посещают шесть малышей с РАС. Но первой ласточкой для нас, педагогов, стал Дима. Появился он в детском саду, когда ему было два года. Особенный ребёнок с особенным поведением: и кричал, и убегал, и на пол падал, и так далее. И какой наш Дима сейчас! Он посещает обычную подготовительную группу. И читает, и песни с листа поёт, английским занимается. В этом плане он мальчишка способный. Однажды его тьютор показала мне видео, как на прогулке он изображает меня за фортепиано и поёт песни. Конечно, мне было приятно! И многое для его успехов сделала мама.
Ресурсную группу открыли, потому что у родителей была потребность. Они искали детский сад, который принял бы их детей, начал с ними работать. Наш коллектив идею поддержал. Любой может оказаться в подобной ситуации, нужно было понять родителей, как им бывает тяжело, особенно когда надо бороться с системой.
Поначалу и мне с этими ребятишками было трудно. Иногда думала: «Боже ты мой, их же шестеро!». Что делать, если опыта работы с такими малышами нет, а они все разные? Но у каждого ребёнка есть тьютор, а это — великое дело. Они их руки и глаза. У нас сложилась сильная команда. Моя гордость — Егорушка, всё в оркестре сыграет! А первый год на занятиях даже ложки не хотел брать, кидал.
Свои подходы к детям с расстройством аутистического спектра искала методом проб и ошибок. И теперь коллегам я могла бы порекомендовать — меньше слов. Многие педагоги любят поговорить, но, взаимодействуя с ребятишками с РАС, надо давать конкретные и чёткие указания.
У меня вышла в журнале «Ментор» публикация, где я описала, как провожу занятия с ресурсной группой. Для детей с аутизмом важны ритуалы, и этот вывод делают многие специалисты. Поэтому у меня есть песенка, с которой начинается занятие, и песенка, которой мы заканчиваем.
Я получила и педагогическое, и музыкальное образование. Но так сложились жизненные обстоятельства, что много лет трудилась в торговле. В детском саду работаю последние пять лет, и я ещё ни разу не пожалела о своём решении сменить сферу деятельности. Мой ресурс — это общение с малышами. За одно занятие с ними ты можешь побыть и Бабой-ягой, и пёрышком, и облачком. Ахалай-махалай — и ты снова перевоплощаешься. И они верят!
Татьяна ОСИПОВА, воспитатель детского сада № 9 «Журавлик», номинация «За вклад в развитие образования детей с РАС»:
— В детском саду «Журавлик», где оказывается коррекционная помощь малышам с задержкой психического развития и недоразвитием речи, я работаю с 2020 года. Практического опыта обучения, воспитания детей с РАС прежде у меня не было. Я даже не знала, как грамотно подойти к ним. Поначалу просто наблюдала за двумя детьми с РАС — так они могли привыкнуть ко мне. Их поведение, проявление себя в какой-то конкретной ситуации были совершенно разными. Если с девочкой удавалось установить контакт хотя бы глаза в глаза, то с мальчиком оказалось гораздо сложнее, необходимо было наладить взаимодействие. И на это потребовалось время.
Понимая, что мне нужны дополнительные знания по теме РАС, я стала посещать курс Регионального института профессионального развития, изучать специальную литературу, участвовать в вебинарах.
Мой педагогический успех — когда с ребёнком удаётся контактировать. Научился он самостоятельно мыть руки — уже большое достижение. Чтобы подбодрить ребёнка с РАС, стараюсь всегда эмоционально проявить свою радость, когда вижу у него положительный результат.
Валентина ЦАРЁВА, воспитатель детского сада № 9 «Журавлик», номинация «За преданность интересам детей с РАС»:
— Чтобы работать с детьми с РАС, надо быть терпеливым. Ещё до постановки диагноза врачом-психиатром нередко сами воспитатели видят, что у ребёнка есть проблемы. Они начинают подбирать соответствующие методики. В моей группе есть ребёнок с РАС, с которым предстоит большая работа. Сейчас я в самом начале пути освоения с ним методики альтернативной коммуникации с помощью карточек ПЕКС. Мальчик не говорит, поэтому бывает сложно понять, чего он хочет, а чего — нет.
Настоящую радость испытала совсем недавно, когда увидела, как к нему подошёл другой ребёнок и научил его, как надо обнимать человека. И мальчик был готов к такому взаимодействию.