Зачем взрослые и дети раз за разом погружаются в события удаляющейся истории
Почти полторы недели на территории уникального комплекса Аракчеевских казарм в новгородских Новоселицах проходил второй фестиваль исторической реконструкции «Аракчеевские манёвры». Пожалуй, самыми активными участниками встречи стали дети, имевшие возможность пройти обучение на площадках «Рекрутского депо» под руководством профессионалов своего дела. Ребята учились держаться в седле, рубить шашкой, строить стратегические планы, ходить в атаку и заряжать пушку. А самые бесстрашные пополнили ряды Перновского полка во время реконструкции Бородинской баталии в финальный день манёвров. В зрелищной театрализованной постановке они защищали батарею Раевского наряду со взрослыми реконструкторами.
О том, какова польза от участия в «манёврах» и что впереди у фестиваля, «НВ» рассказал Владимир КИСЕЛЁВ, один из организаторов «Аракчеевских манёвров», руководитель военно-исторического объединения «Русская кавалерийская школа гусар», один из авторов образовательной историко-культурной программы «Рекрутское депо — погружение в эпоху».
— Владимир Алексеевич, вы предпочитаете называть всё происходящее на поле не реконструкцией?
— Потому что слово «реконструкция» здесь не вполне подходит. Скорее это театрализованное представление. По-настоящему реконструировать такое масштабное событие мы, конечно, не можем. А вот для показа зрителям особенностей вооружения и формы того времени формат действия очень удачный.
— Изюминка «Аракчеевских манёвров» в том, что показ становится финальным аккордом большой, продолжительной работы «Рекрутского депо» для подростков?
— Да, сначала в течение десяти дней все желающие, в основном это, конечно, дети, проходят здесь занятия на станциях. Им очень подробно рассказывают об оружии того времени, родах войск и их действиях. А главное, что участники могут многое испытать на себе.
— Насколько это нужно сегодня?
— Есть вещи, ощутить которые невозможно, прочитав о них в учебнике. Например, одной из групп на вводной лекции я задаю почти риторический вопрос: «За что можно умереть?». Из сорока человек трое сказали, что за свою семью. Это дети от 10 до 12 лет. И вы знаете, по моему опыту, чем ближе мы к столице, тем меньше таких искренних, обдуманных ответов. А ведь это очень важно — прочувствовать, что такое жизнь, как она дорога тебе, и ощущать, что есть что-то ещё более дорогое. При этом 200 лет назад люди мало чем отличались от нас. Но они шли в бой, понимали, что будут убиты, знали, что защищают. Останавливали несущуюся на них конницу неприятеля.
В общем, наша задача не прочитать лекцию о 1812 годе, а дать понять, каково это может быть. На эти цели как раз работает программа «Рекрутское депо». Никакие учебники и кино такого опыта не заменят.
— Более того, местным школьникам дали «ружья», деревянные макеты, и сделали участниками финальной реконструкции?
— Это возможность на практике почувствовать, как важно ощущать плечо товарища. И это очень интересно. Не зря в нынешний лагерь вернулись многие воспитанники прошлогоднего фестиваля. Дети вспомнили всех лошадей, их имена, особенности характера. А главное, те, кто в прошлом году учились в нашем лагере, спустя время могут воспроизвести всё, чему их учили.
— А этот год чем-то особенный для фестиваля?
— Во-первых, мы учли ошибки: в Новоселицах работала совершенно другая аппаратура, которая дала хорошую озвучку. А также организаторы предусмотрели места для зрителей на трибунах. Ну и, конечно, масштаб! В прошлом году, без какого-либо продвижения, фестиваль собрал 3,5 тысячи зрителей, это хороший показатель. Нынче — больше. Далее слово, конечно, за администрацией района, руководством области. Будет ли им интересен этот проект. От себя могу сказать, что после того, как на событии присутствуют 15 тысяч гостей, его статус и уровень меняется. Он становится интересен бизнесу.
— Что будет дальше с исторической составляющей «Аракчеевских манёвров»?
— Дальше масса сценариев. У нас есть время, интересное время! И есть личности. Если фестиваль разрастается, то мы можем переходить от общих тем к конкретным. Например, Бородино. Все мы помним строки стихотворения Михаила Лермонтова. Но куда меньшее число людей знает, что Михаил Юрьевич какое-то время служил на Новгородчине, правда, в Селищах. При этом Лермонтов — это такая фигура, которая в любом случае интересна широкому кругу. А значит, к военным манёврам можно присоединить поэзию, быт и бал. Пока что это мечты, но мы уже заложили неплохой фундамент.
Теги: Новоселицы, фестиваль, Аракчеевские манёвры