В боровичской деревне Липовец устроили «Жар Земли»
На возвышенности боровичская деревушка Липовец выглядит словно живописный остров. Только окружает его не синяя гладь, а зелёные заросли вредоносного борщевика. На грунтовой дороге, ведущей к Липовцу, можно обнаружить экземпляры сорняка почти двухметровой высоты.
Единение с природой
Одна из тех, кто не подпускает ядовитого оккупанта к границам деревни, — местная жительница, многодетная мама Александра БУБНЕВА. Её борьба с борщевиком началась лет восемь назад, когда она приобрела здесь дом. Филолог по образованию, художник — по состоянию души, она планировала, что будет реализовывать творческие проекты: писать статьи, сочинять стихи, рисовать, создавать свой кукольный театр, но пришлось заняться ещё и экологической темой — обустройством тропы, поднимающейся на холмы.
Три года назад Александра задумала фестиваль семейной культуры «Жар Земли». Это, по её мнению, возможность для его участников прикоснуться к знаниям предков, почувствовать единение с миром и природой — поводить хороводы, порисовать, поиграть в народные игры.
— К организации праздников у меня особая страсть. Как говорит моя мама, «тебе вечно нужно устроить колхоз», — улыбается Александра, отвечая на мой вопрос о том, зачем ей нужны фестивали. — Сейчас я изучаю тему русской соборности, когда люди способны взаимодействовать друг с другом, объединяться не на конфликт, а на созидание. Не случайно на фольклорных праздниках водят хороводы, в них включают ярмарки. Сейчас люди разобщены, они боятся даже взять чужую руку в хороводе. У меня есть амбициозная цель — хотя бы частично возродить «Новгородскую круговину». Она представляет собой комплексное действо, состоящее из пения, движения, игры.
Александра считает, что любое разногласие можно решить добрым словом, а мнение другого, которое в корне отличается от твоего, следует относить к полифонии мира, к многоголосице:
— Я занимаюсь уничтожением борщевика. Но обязательно найдётся тот, кто скажет, что он — великое растение. На любую целенаправленную деятельность всегда найдутся критики. Их не будет там, где ничего не делается. За лень могут только пожурить.
И в подтверждение своих слов указала на место под деревом, где когда-то стояли лавочки. Их Александра вместе с сыном смастерила для придорожного лектория, чтобы рассказывать местным школьникам и гостям о липовецкой флоре. Но чьей-то злой рукой они были разломаны. На негативные эмоции Александра не реагирует.
Нужные вещи
По её признанию, количество участников фестиваля всегда непредсказуемо. В этот раз прибыло человек двадцать. Педагог школы из соседних Перёдок Антонина Владимировна ГЕЙДЕМАН, например, прошагала пять километров.
— То, что делает Аля, мне интересно, близко, понятно, и я отношусь к ней с огромным уважением. Меня удивляет, как она умеет видеть прекрасное в обыденном. Я всегда узнаю от неё что-то новое о липовецких холмах. Хотя в Перёдки я переехала больше 30 лет назад, — говорит Антонина Владимировна.
Краевед Константин Михайлович ИВАНОВ добирался пешком аж из Боровичей. «Меня пригласили, поэтому я здесь» — обозначил он сразу. Между тем на холмы его привёл и познавательный интерес. Он исследует старые дороги на территории района. Когда-то если не по самому Липовцу, то совсем рядом проходил тракт из Боровичей напрямую к мошенской Устреке. Преодолеть его можно было за день. Следов дороги практически не осталось. Но краеведа давно занимает вопрос о её происхождении и значении. Более того, он склоняется к версии, что именно в этих окрестностях произошло столкновение между шведами и поляками, предшествовавшее Боровичской битве 1612 года. Вот что означало Смутное время — иноземцы на нашей земле выясняли отношения.
— В битве сошлись две сборные наёмников со всей Европы. Первую представляли наёмники шведской короны, вторую — Речи Посполитой, — говорит Константин Иванов. — Но сначала «шведы» дали «Литве» в Липовце, а потом — в Перёдках. Почему им так была интересна эта территория, до сих пор неизвестно. Но благодаря победе шведов она не стала частью польского государства.
По мнению Иванова, мирный договор 1617 года между русским царём и шведским королём, который сейчас все знают как Столбовский, мог бы быть подписан в Боровичах. Но там не осталось зданий, чтобы можно было вести переговоры, так как они и многие другие селения подверглись разорению.
Так что Липовец не так прост, как кажется. Правда, сейчас его немногочисленные богатства — деревенскую утварь, старинную мебель, одежду прошлого века и прочие вещи интерьера — пытается сохранить мама Александры — Наталия Владимировна ЧЕРКАСОВА, искусствовед и художница. Экспонаты музея «Не! Нужных вещей» разместили в одной из пустовавших изб. И ознакомиться с ними могли все гости фестиваля.
— Хотим этот дом спасти. Убрали печь, потому что балки под ней полностью прогнили. — Когда в дом вошли, увидели разрубленную мебель. Видимо, сосед пускал её на топку. Вот посмотрите, какая этажерка! При реставрации я заметила надпись, указывающую, что сделали её в 80-х годах ХIХ века. Возможно, она из барского дома. Устраиваем для местных ребятишек экскурсии. Они живут в деревнях, но не знают, для чего требовались корыто, ступа, прялка.
* * *
Были на фестивале и лубочный театрик под открытым небом, и любование окоёмом — пространством, которому нет конца и края, и круговина.
Александра соглашается, что фестивалей сейчас масса. Но свой она сравнивает с книгой. Она пишет её сама, чтобы потом получить отзывы на свои представления о жизни, ценности, мировоззрении.