Почему сотрудники уголовно-исполнительной инспекции порой становятся распорядителями судеб
В Новгородской области в настоящее время насчитывается около 5000 осуждённых, которым суд назначил наказания, не отрывающие их от социума. Сотрудники уголовно-исполнительной инспекции (УИИ) не только следят за тем, чтобы на свободе они не совершили серьёзных проступков, но и помогают им вернуться к нормальной жизни.
О тонкостях и нюансах работы УИИ накануне профессионального праздника её сотрудников, который отметили 7 мая, «НВ» поговорили с заместителем начальника УФСИН России по Новгородской области полковником внутренней службы Светланой СЕМЁНОВОЙ.
— Светлана Николаевна, за какие преступления люди получают наказания, не связанные с изоляцией от общества? И кто находится в зоне внимания УИИ?
— Если говорить о преступлениях, то это в основном кражи, невыплата алиментов, преступления в сфере дорожного движения, когда человек садится за руль машины в нетрезвом состоянии. Подучётными инспекции становятся досрочно освобождённые из мест лишения свободы. Под контролем сотрудников УИИ они находятся до момента истечения неотбытой части наказания. УИИ также работает с теми, у кого по решению суда есть отсрочка отбывания наказания в колониях, — с беременными, единственными родителями или опекунами детей до 14 лет, с теми, кто признан больными наркоманией, а также с теми, кто обязан пройти лечение от неё. Сотрудники инспекции осуществляют надзор за преступниками, которым суд или следователь назначил домашний арест, за которых внесли залог, за теми, на кого возложены судом запреты определённых действий. В общем, люди, которые находятся под наблюдением инспекции, — совершенно обычные, они могут жить по соседству.
— А несовершеннолетних на учёте инспекции много?
— С каждым годом количество несовершеннолетних на контроле инспекции в Новгородской области уменьшается. Если лет 20 назад их число доходило до 100, то в последние годы оно варьируется от 20 до 30. Сейчас современные дети и подростки более заинтересованы получить хорошее образование, поэтому они не склонны переступать черту закона, зная, что иначе их ждут серьёзные последствия. В работе с оступившимися несовершеннолетними используются возможности комплексных центров социального обслуживания населения, расположенных в районах и округах. С ними, а также с их родителями занимаются психологи. Несовершеннолетним предлагаются на выбор кружки, секции. Инспекторы организуют для них походы в театры, музеи, на выставки, направляют летом на отдых в детские лагеря. В результате такой работы на протяжении многих лет уровень повторной преступности среди несовершеннолетних — 0%.
— А что толкает подростков на преступления?
— Оступившийся несовершеннолетний не обязательно из неблагополучной или неполной семьи. Возможно, причина, по которой он совершил преступление, — желание побравировать, воздействие на него уличной среды, в которой он оказался. Сейчас чаще всего несовершеннолетние идут на кражи, в том числе и велосипедов, угон автотранспорта. В конце 1990-х — начале 2000-х значительно больше встречалось родителей, которым было всё равно, что осудили их ребёнка. Бывало такое, что инспектор возил родителей несовершеннолетнего в магазин, чтобы они под его контролем покупали не выпивку, а продукты. Можно было в избе вместо печи увидеть костёр.
— Что входит в круг обязанностей инспектора УИИ?
— Он достаточно широк. Это помощь оступившимся в восстановлении документов, трудоустройстве: инспекторы обязаны в течение 30 суток найти им работу, а также осуществление контроля за их бытом и образом жизни. Инспектор должен знать об осуждённом всё, он устанавливает его образование, квалификацию, потеряны или нет у него профессиональные навыки. Чаще всего выясняется, что у осуждённого нет ни образования, ни специальных знаний и умений. Поэтому, как правило, осуждённых к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, направляют на неквалифицированные рабочие места — уборщиков, дворников. На исправительных работах из их зарплаты удерживаются проценты, установленные приговором суда, в доход государства. Если они не хотят работать, то материалы направляются в суд, чтобы заменить исправительные работы лишением свободы. Но обычно им даётся ещё один шанс. А инспекторы обязаны донести до них мысль, что вариантов-то у них немного — либо работа, либо лишение свободы.
— Какие навыки должны быть у инспектора, чтобы ему нравилась его работа?
— Сотрудники УИИ — это в основном женщины. Чтобы состояться в этой профессии, нужно обладать тактом, сдержанностью, спокойным нравом, а также аккуратностью в мелочах. Последнее особенно важно в бумажной работе, которой у инспекторов много. УИИ исполняет 12 видов уголовных наказаний и мер уголовно-правового характера, а это 12 разных бланков, каждый из которых необходимо по-своему заполнять. Инспекторы видятся со своими подучётными каждый месяц, знают их окружение, жилищные условия. Они для подшефных — и педагоги, и психологи. Самое главное — чтобы осуждённый осознал своё наказание и отбыл его, понял, что он может быть востребованным и полезным обществу. Свой профессиональный путь в УФСИН я начинала с должности инспектора УИИ. И для меня самое ценное в этой работе — трансформация осуждённого, происходящая на твоих глазах. Случается, что в первый раз инспектор видит его в неопрятной, бомжеватой одежде, воспринимающего всё в штыки, но через некоторое время с ним происходят изменения в лучшую сторону. Многое зависит от инспекторов, поэтому нередко они становятся для оступившихся распорядителями судеб.