Дорогому дедушке Петру Сергеевичу от благодарных потомков
«Вы командир отряда «Находка»? Вы ведёте телепередачу «Возвращённые»?»
Александру Морзунову часто доводится общаться с родственниками и потомками солдат Великой Отечественной войны. Но обычно их близких и своих героев находит он сам. А тут получилось, что наоборот. Внучка десантника, погибшего во время Старорусской наступательной операции, сообщила, что нашла своего деда и попросила: «Расскажите, пожалуйста, о нём!»
— Меня эта просьба, простая и немного наивная, тронула особенно, — говорит Александр Петрович.
Правда, вот так сразу взять и рассказать он не может. Надо бы больше знать и о самом солдате, и о его боевых товарищах, и о судьбе 5-й воздушно-десантной дивизии.
Не без вести, но пропавший
В боевом донесении дивизии о потерях с 1 по 31 марта 1943 года (документ доступен на сайте ОБД «Мемориал») приведены такие цифры: начальствующий состав — 54 человека, младший начальствующий состав — 67, рядовой состав — 140.
60 десантников, которые похоронены на воинском мемориале у деревни Черенчицы, погибли в один день — 15 марта. Среди них — Пётр Копырулин, уроженец деревни Васильевка Оренбургской области. Но близкие люди не знали этого места — Черенчицы. Слишком долго.
— Моя бабушка Анастасия Игнатьевна ждала его всю жизнь, — рассказывает Людмила ПРОВОТОРОВА. — Слух пройдёт, что в какой-то деревне солдат вернулся (а война-то давно уже была!), она едет разузнать. И пусть это окажется неправдой, всё равно её Петя ещё придёт…
Ему было 28. Бригадир механизаторов. Пахал, сеял, убирал, хлеб давал стране и фронту. Потому и бронь имел. Но осенью второго года войны призвали и его. Написал родным, что проходит подготовку — прыгает с парашютом. Дома знали, что он направлен на Северо-Западный фронт.
На мемориале в Черенчицах на памятнике героям-десантникам выбито и его имя. Только Копырулин написан как Колырулин. Людмила Фёдоровна увидела это на одной из фотографий, выложенной в сеть родственниками погибших.
— Я уже была уверена, что дед похоронен там. Узнали, как очень многие узнают, — из архивных материалов, когда их стали размещать в общем доступе. Позвонила в сельскую администрацию. «Значит, это не ваш дедушка!» — отвечают. Через некоторое время, накануне 9 Мая, выясняется, что всё-таки мой! Военкомат прислал списки, и там фамилия была написана правильно.
«Мы долго тебя искали»
Этим летом Людмила Фёдоровна впервые побывала на кладбище. С дочерью, зятем, внуками. Что ни говори, а ехать к нам из Петербурга, куда недавно переселилась семья, совсем другое дело, чем из Оренбурга. Привезли и установили свою табличку с письмом дедушке Петру Сергеевичу.
«Дорогой наш дедушка! Наконец-то мы тебя нашли, чему несказанно рады. Мы привезли горсть земли с твоей малой родины, из нашей Васильевки, там жили все наши предки, там родился и жил ты со своей женой Настенькой и маленькой дочкой Талечкой…»
И уже они, внуки, рассказали Петру Сергеевичу, что было дальше. Как часто плакала любящая его жена. Как трудно пришлось дочери, с 12 лет пошедшей в доярки. Как её дети окончили школу на отлично. И что у него уже шестеро правнуков. А в скором времени «с Божьей помощью ещё появятся!» И что приехали к нему на день рождения потомки его дочери Натальи Петровны, увы, не дожившей до того, чтобы поклониться отцовой могиле.
За эту поездку Людмила Фёдоровна очень благодарна дочери Эллине и её мужу Антону, а также Вере Щербине, приславшей горсть родной земли из села Васильевка. Она уверена, что эстафета памяти — в надёжных руках. Вот только хотелось бы собрать сведения про боевой путь деда и про самый последний его бой.
Людмила Провоторова: «Мы написали письмо в прошлое, но оно о настоящем. Очень важно знать и чтить свои корни. Дерево без корней засыхает. В 2025 году будет 80 лет со дня Победы. Может быть, кто-нибудь запустит флешмоб «Письмо дедушке на фронт»? Пишут же письма Деду Морозу, а это — своему, родному, к 9 Мая. И не с просьбой о подарках, а с благодарностью за Победу!»
Красная линия
Март 1943 года — это почти год до освобождения Старой Руссы. Тогда изначально стояла задача прорвать укреплённую полосу обороны немецких войск юго-восточнее Руссы, окружить и уничтожить Демянский плацдарм врага. Был сформирован ударный кулак. Только десантных дивизий на данном направлении насчитывалось десять. Однако немецкое командование ввиду угрозы разгрома ещё в феврале начало отвод войск с плацдарма. Враг отошёл и закрепился на левом берегу реки Ловати.
Из-за изменившихся обстоятельств наше командование скорректировало задачу, решив освобождать город. Однако Старорусская наступательная операция по причине неподготовленности и преждевременности стоила нашей армии колоссальных потерь. С 4 по 19 марта погибло более 100 тысяч красноармейцев. На таком ужасающем фоне смерть нескольких десятков десантников выглядит локальной трагедией. Мы не знаем, как они погибли. Может быть, столкнувшись с изготовившимся на занятой удобной позиции противником. Может быть, при десантировании. Надпись на мемориальной плите гласит, что они герои. Это так. И всё же — как? Как это было?
На дорожку
Внучка десантника никогда раньше не была на старорусской земле. Считает, что невозможно не заметить, как много тут указателей на воинские братские могилы.
Кладбище, на котором похоронен её дед, находится в сторонке от деревни, в лесу, оно не кажется заброшенным, хотя ремонт и благоустройство, конечно, не помешали бы. Но главная проблема — дорога. Точнее, бездорожье — несколько последних километров. Людмила Фёдоровна с семьёй преодолевали их ещё и после дождя. Понятно, что у неё возник вопрос о том, распространяется ли федеральная программа по увековечению памяти погибших защитников Отечества на воинское захоронение близ деревни Черенчицы.
МНЕНИЯ И КОММЕНТАРИИ
Александр МОРЗУНОВ, командир поискового отряда «Находка»:
— Стоит напомнить, что сама эта программа рождалась на Новгородчине. Наш губернатор Андрей Никитин поддержал инициативу поисковиков. И, можно сказать, с его лёгкой руки это приобрело общероссийский масштаб. В этом году срок действия целевой программы истекает. Всё ли сделано? Если остаются такие мемориалы, как в Черенчицах, значит, нет, не всё. И я знаю, что уже обсуждается вопрос о возможностях продления программы по увековечению памяти наших воинов. По крайней мере, наш регион это продвигает.