Марина ГОРБАЧЕВА, заместитель министра финансов Новгородской области:
Восстанавливаем доступ
Для начала попробуйте сбросить старый пароль с помощью почты или по номеру телефона. Для этого на странице авторизации выберите «Восстановить». Затем введите телефон или e-mail и номер одного из документов: паспорта, ИНН или СНИЛС.
Не получилось войти с помощью номера телефона? Попробуйте вариант с адресом электронной почты. И наоборот.
Если вы устанавливали контрольный вопрос, система задаст его. После нужно будет либо ввести код из СМС-сообщения, либо перейти по ссылке из письма. Потом создайте новый пароль.
Оба способа — и через телефон, и через почту — не срабатывают? Вероятно, злоумышленники уже успели поменять e-mail и номер телефона в вашем профиле.
В таком случае посмотрите список банков, в которых можно онлайн восстановить доступ к госпорталу. Если вы являетесь клиентом одного из них, зайдите в свой личный кабинет на сайте или в приложении, найдите сервис «Регистрация на Госуслугах» и следуйте инструкциям. Здесь именно восстановят к нему доступ, а не заведут вторую учётную запись.
Новый пароль от аккаунта придёт на номер телефона, который вы указали в банке как основной. Даже если мошенники успели заменить его на Госуслугах на свой, код для входа получите именно вы.
Но этот способ не сработает, если взломщики уже поменяли или установили контрольный вопрос. Тогда вернуть себе управление аккаунтом получится только оффлайн.
Восстановите доступ в одном из центров обслуживания клиентов Госуслуг.
Когда доступ восстановлен
Когда аккаунт снова в ваших руках, важно перекрыть мошенникам доступ к вашему профилю, а также выяснить, какие именно данные их интересовали.
1. Проверьте, правильно ли указаны телефон и почта в графе «Учётная запись». Если там значится неизвестный номер или адрес, скопируйте его или сделайте скриншот — эти данные тоже помогут в поиске преступников.
Поменяйте телефон на свой. Если у вас стандартная или упрощённая учётная запись, для смены номера потребуется ввести код подтверждения, который придёт в СМС-сообщении от портала.
Когда запись подтверждённая, нужно сразу обратиться в один из центров обслуживания клиентов Госуслуг или пройти процедуру восстановления доступа в своём онлайн-банке. Сменить номер с помощью СМС-сообщения не выйдет, поскольку требуются два кода подтверждения: один придёт на ваш номер, а другой — на тот, что значится на портале.
После проверки номера телефона убедитесь, что в профиле указан верный e-mail. Если нет, введите свой адрес. Проверьте почту — там должно появиться письмо от портала. Нажмите в нём кнопку «Подтвердить». Затем на ваш номер придёт СМС-сообщение с кодом — введите его на портале.
2. В разделе «Безопасность» в подразделе «Действия в системе» посмотрите, на каких ресурсах проходили авторизации через ваш профиль. Например, злоумышленники могли использовать ваш аккаунт для входа в личный кабинет банка или микрофинансовой организации (МФО). В таком случае срочно свяжитесь с финансовой организацией. Скажите, что ваш профиль взломали. Выясните, что происходило с вашими счетами за последнее время и не появилось ли у вас новых кредитов и займов.
Если мошенникам удалось украсть ваши накопления или набрать долгов на ваше имя, подайте в банк или МФО заявление о том, что это сделали не вы.
Никакого финансового ущерба не обнаружилось? На всякий случай всё равно напишите заявление о том, что доступ к онлайн-банку был у посторонних, и перевыпустите свои карты.
3. Сообщите о случившемся в техподдержку Госуслуг и в полицию.
Передайте все известные вам подробности: время взлома, чужие контактные данные, которые появились в аккаунте вместо ваших. Сохраните копию заявления в полицию и талон-уведомление о его приёме. Если мошенники наберут долгов на ваше имя, будет проще доказать, что займы брали не вы.
Совместный проект министерства финансов Новгородской области и газеты «Новгородские ведомости»