В Великом Новгороде дети с аутизмом изучают историю родного края с помощью лэпбуков.
21 декабря в модельной библиотеке имени Виталия Бианки состоялось открытие выставки «Наш край». Её авторами стали педагоги детских садов и школ Великого Новгорода, а также их воспитанники — дети с расстройством аутистического спектра (РАС), организаторами выступили две новгородские некоммерческие организации «Свитанок» и «АутизмПобедим».
На экспозиции представлены красочные наглядные пособия, сделанные руками учителей и воспитателей, и детские рисунки. Это часть проекта «Просто о сложном — введение в краеведение для детей с РАС», победившего в конкурсе Фонда президентских грантов.
— Во все образовательные программы страны введены занятия «Разговоры о важном», цели которых — формирование гражданской идентичности школьников, развитие у них патриотических чувств. Темы, посвящённые тому, что такое Родина, краеведение, зачем нужны государственные символы, — абстрактные, они включают сразу несколько понятий. Объяснить их бывает непросто даже нормотипичным детям, ещё сложнее — тем, у кого РАС. Часто у детей с аутизмом проявляются нежелательное поведение, проблемы коммуникации, отсутствие включенности, низкий уровень понимания обращенной к ним речи, трудности с учебой. Педагогам бывает трудно, и, как следствие, дети с РАС исключаются из патриотического воспитания в образовательных учреждениях, — говорит один из учредителей АНО «АутизмПобедим», мама ребёнка с РАС Станислава ТИХОНОВА. — А ведь при правильной подаче эти темы доступны для понимания всем детям.
Чтобы помочь педагогам, а также тьюторам, была подготовлена специальная программа по методической поддержке и формированию навыков адаптации обучающих материалов.
Помимо занятий и консультаций, которые проводили специалисты по прикладному анализу поведения и структурированию информации, воспитатели и учителя занялись изготовлением лэпбуков — книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм. Например, педагоги школы № 16 Великого Новгорода разработали лэпбук, благодаря которому их ученики с РАС получают представление о России, Великом Новгороде и достопримечательностях Деревяниц.
— Лэпбук — пособие интерактивное, словно игра. Ребёнок усваивает информацию, когда какие-то картинки добавляет в папку, какие-то — убирает. И тогда сложная тема становится ему интересной. Если раньше мой сын вообще не обращал внимания на флаги на улице, для него они были фоном, то теперь он знает их смысл, научился их распознавать. Кроме того, у наших детей формируется навык приобщения к историко-культурному наследию Великого Новгорода. В результате подготовительной работы они понимают, как вести себя в музее и что такое музей, — пояснила Станислава.
Проект охватил 35 педагогов и 30 детей с РАС. Было сделано шесть лэпбуков — каждый со своей креативной находкой. На выставке в библиотеке их можно увидеть и оценить.