Дети с аутизмом из Великого Новгорода создали принты для своей одежды и устроили инклюзивный показ мод.
В прошлом году в школе № 18 Великого Новгорода открылся класс, где учатся восемь детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). И для их родителей было очень важным, чтобы там появилась доброжелательная атмосфера не только во время учёбы, но и всего пребывания в школе. Чтобы дети с РАС могли общаться со своими типично развивающимися сверстниками на переменах, участвовали в школьной жизни. Тем самым это способствовало бы их большей социализации и уменьшению боязни выходить в общество. Впрочем, и ученикам школы требовалось объяснить, какие дети с ними теперь будут учиться.
Благодаря проекту «Инклюзивная арт-терапия «РАСкрой», уверена один из его кураторов, мама первоклассницы с РАС Екатерина РЯБОВА, в школе начала формироваться инклюзивная среда, комфортная для всех.
— В рамках проекта, длившегося с сентября по январь, устраивались уроки, на которых дети с аутизмом и типично развивающиеся занимались совместной творческой работой, — пояснила она. — Все дети были вовлечены в общий продуктивный процесс. Они знакомились с жанрами в живописи, рисовали, создавали принты для одежды. Эти изображения потом были перенесены на футболки в новгородской полиграфической мастерской. Получилось оформить целую коллекцию принтов.
Самым популярным изображением оказался мультяшный мишка. Результаты арт-проекта были продемонстрированы на специально организованном в школе инклюзивном показе, в котором приняли участие дети, родители и педагоги. Все они немного почувствовали себя моделями на подиуме. Возможно, об авторах коллекции выйдет публикация в каком-нибудь модном журнале.
— К проекту изначально подключился специалист по прикладному анализу поведения. Он оценил уровень социализации игровых и коммуникативных навыков детей с РАС, составил для каждого из них индивидуальную программу по инклюзии и уже потом еженедельно консультировал всех сопровождающих детей с РАС педагогов школы, — продолжила Екатерина. — Кроме того, для типично развивающихся учеников прошли встречи по информированию о РАС под названием «Уроки понимания», которые проводили волонтёры новгородской некоммерческой организации «Папа в деле». Школьники увидели примеры толерантного и уважительного отношения, которые помогут им научиться взаимодействию с детьми с РАС. Надеюсь, что интерактивный и игровой формат уроков позволил им понять психологические сложности, с которыми сталкиваются их сверстники с РАС.
Также Екатерина Рябова отметила, что успешно реализовать родительскую инициативу помогли заинтересованность и поддержка руководства и педагогического коллектива школы. И при таких условиях ничего не мешает запустить в её стенах новый творческий проект.
Проект «Инклюзивная арт-терапия «РАСкрой» был реализован на средства субсидии, предоставленной комитетом внутренней политики Новгородской области.
Теги: Великий Новгород, РАС, дети, общество