Марина ГОРБАЧЕВА, заместитель министра финансов Новгородской области:
— Киберпреступники всегда ищут личную информацию. Они используют вредоносные программы для атак на мобильные телефоны, планшеты и компьютеры, а также приёмы социальной инженерии для кражи конфиденциальной информации у клиентов банка.
Какие данные нужны мошенникам?
Ключом к средствам на вашем счёте могут быть данные карты, включая дату истечения срока действия, три цифры на обороте, а также ПИН-код и код в вашей банковской выписке или ваше имя пользователя и пароль для онлайн-банкинга и других личных приложений и учетных записей, связанных с платежной информацией.
Мошенники часто рассылают сообщения со ссылками на вредоносные программы или файлы, содержащие вирусы. С их помощью киберпреступники надеются получить удаленный доступ к устройствам и похитить конфиденциальные данные.
Если кто-то предоставит мошенникам личную информацию или добровольно установит шпионское программное обеспечение, банк ничего не компенсирует.
Как защитить устройства от киберпреступников?
Следуйте главным правилам кибергигиены:
1. Установите антивирусные программы на все гаджеты, которыми пользуетесь.
2. Постоянно обновляйте систему.
Злоумышленники всегда ищут уязвимости в программном обеспечении и приложениях, и производители регулярно выпускают обновления и усиливают антивирусную защиту. Поэтому важно всегда использовать последнии версии программ. В настройках вашего гаджета найдите функцию автоматического обновления и включите её.
3. Скачивайте только проверенные приложения.
Загружайте приложения из проверенных источников.
Перед загрузкой читайте комментарии других пользователей на профильных форумах, чтобы заранее узнать о возможных рисках использования программы. А также убедитесь, что она активно обновляется разработчиком — в официальных магазинах обычно указана дата последних изменений.
4. Не устанавливайте программы по просьбе незнакомцев.
Не только вредоносные приложения несут угрозу. Иногда мошенники используют легальные программы удаленного доступа, чтобы управлять устройством от вашего имени, с их помощью преступники могут прочитать СМС от банка с секретными кодами и паролями, зайти в ваш онлайн-банк, перевести деньги или оформить кредит от вашего имени.
5. Изучайте настройки конфиденциальности.
Разрешайте доступ только в том случае, если это действительно необходимо: например, местоположение нужно для приложения такси, но едва ли важно календарю задач.
6. Выбирайте сложные пароли.
Пароль должен состоять не менее чем из восьми символов: цифр, строчных и заглавных букв, специальных символов. Лучше не использовать популярные слова и общеизвестные сокращения. Никаких дат рождения, имен и фамилий. Пароли должны быть разными для каждого аккаунта — не повторяйтесь. И каждый раз вводите пароль заново вручную — не сохраняйте его для автоматического ввода.
По возможности настройте двойную идентификацию: тогда помимо ввода пароля система будет каждый раз запрашивать подтверждение входа с помощью кода, который мгновенно приходит в СМС, push-уведомлении или на электронный адрес.
Что делать, если вы лишились телефона?
Если вы потеряли телефон с номером, который привязан к вашему банковскому счету, действуйте, как при потере карты. Звоните в банк на горячую линию или срочно идите в его отделение и просите блокировать все карты, мобильный и онлайн-банк.
Если же гаджет украли, напишите в полиции заявление о краже. Возьмите заверенную копию этого заявления — оно может понадобиться в банке, если преступники успеют взломать телефон и онлайн-банк и украсть деньги со счетов.
Совместный проект министерства финансов Новгородской области и газеты «Новгородские ведомости».
Теги: финзож, кибермошенники, обман, интернет