Историк музыкальной культуры Игорь ПРОХОРОВ отыскал потомков династии Лядовых
Недавно в Музее истории города Боровичи и Боровичского края состоялась особенная, даже уникальная, встреча. В канун 170-летия со дня рождения композитора Анатолия Лядова, жизнь и творчество которого тесно связаны с Боровичским краем, на музыкально-литературный вечер съехались потомки династии Лядовых. Мало того, что гости, состоящие пусть в неблизком уже, но всё же кровном родстве, приехали сюда впервые. Они до недавнего времени и знакомы друг с другом не были. Так что Игорь Прохоров, автор родословно-биографического словаря «Три века русской музыкально-театральной династии», в некотором смысле их заново породнил.
Почему мы говорим именно о династии? Прямых потомков самого Анатолия Константиновича Лядова нет. Его внук совсем немного не дожил до Победы — погиб в апреле 1945 года. И линия оборвалась. Род Лядовых продолжается в потомках Александра Николаевича и Анны Николаевны — родных дяди и тёти композитора. И кто же они, потомки? «Продолжатели славных традиций» — такое название вечеру в музее было дано неспроста. Музыкант ли, художник ли, литератор ли, продюсер ли — все они творческие люди. Служение искусству у них буквально в крови.
«О том, что я принадлежу к потомкам А.К. Лядова, я краем уха слышала с детства. Мимоходом несколько раз упоминала моя бабушка. Документов в семье оставалось мало — пара старинных фотографий и писем. Но в позапрошлом году благодаря усилиям удивительного человека, исследователя Игоря Прохорова, на меня обрушилась целая лавина информации о предках. Я узнала об огромной родне, о целой династии, о творческих людях, которые трудились, служили, делали всё возможное даже в самые трудные времена. Я вдруг совершенно иначе стала воспринимать то, что делаю сама. Мне показалось, что я продолжаю какое-то наше общее, очень разнообразное и важное дело. Пытаюсь сказать то, что не успели сказать мои предки, продолжаю и развиваю, хотя и очень по-своему, идею и смысл их деятельности. В моём случае это стихи и проза, картины и рисунки, чаще обращённые к детям и их родителям, иллюстрирование книг», — из письма Александры Ивойловой.
Домра — бабушка гитары
Александра Ивойлова училась в Литературном институте. Писала стихи, стала их иллюстрировать. Это невольно напоминает биографические подробности об Анатолии Константиновиче — композитор нередко делал наброски карандашом к своим музыкальным темам. Да и к стихосложению был расположен.
Музыкальную линию рода на вечере в музее продолжили Артём Языков и Александра Лауринайте. Среди исполненных ими произведений были композиции Анатолия Лядова — в переложении для гитары и для домры. Любопытно, что музыканты находятся в шестиюродном родстве, при этом Александра доводится Артёму бабушкой, будучи старше юного гитариста всего лишь на четыре года. Впрочем, у Артёма есть ещё и шестиюродный дедушка Максим Лауринайтис, который его моложе и предпочитает ударные инструменты.
Но исходя из возраста, на роль дедушки всем своим родственникам, приехавшим в Боровичи, мог бы претендовать Николай Егоров — двоюродный правнучатый племянник композитора. Николай Борисович — иллюстратор русской и советской классики. В частности, «Слова о полку Игореве». Будучи на боровичской земле, он отдельно посетил Кончанское-Суворовское, подарив музею книгу о Суворове, обложку которой он оформлял.
И если уж о книгах, то добавим, что художники Егоров и Ивойлова обменялись по-родственному изданиями со своими иллюстрациями.

О чём-то большем
То есть о продолжении. Если про те самые славные традиции, то это вопрос к потомкам Лядовых. А для Боровичей? Вечер в музее, по мнению Ирины Столбовой, показал, что здесь дорожат своей связью с именем и творчеством композитора Лядова. Как дорожил своей Полыновкой Анатолий Константинович. Откликнулись на событие и обычные горожане, и элита — бизнес, власть. Глава муниципального округа Андрей ГЕРАСИМОВ вручил историку музыкальной культуры Игорю Прохорову благодарственное письмо.
— На мой взгляд, его исследование — это не словарь, а скорее уж энциклопедия, — сказала «НВ» Ирина СТОЛБОВА. — В рамках одной династии, конечно.
В свою очередь, Игорь Олегович намерен продолжить сбор материала для подготовки более развёрнутого издания.
Николай Егоров, может быть, приедет в Боровичи. Пожелаем ему здоровья.
Александра Ивойлова получила приглашение на ежегодный музыкально-литературный фестиваль «Муза».
И конечно, хотелось бы, чтобы не раз ещё прозвучала музыка Лядова в исполнении музыкантов этой династии.
Мне это интересно
— Игорь Олегович, расскажите, пожалуйста, как вы стали лядоведом и лядолюбом.
— Лядова я действительно люблю. За мелодичность, душевность. Видно, что русский композитор написал. И мастерски это сделал. Называли же его Фаберже русской музыки. За отточенность миниатюр. Залюбуешься-заслушаешься. В своё время я был продюсером записи полного собрания сочинений Анатолия Константиновича в исполнении Ольги Соловьёвой, стал интересоваться жизнью самого Лядова. И благодаря Ирине Анатольевне (Ирине Столбовой — заведующей Боровичским филиалом Новгородского музея-заповедника, ныне советнику генерального директора НГОМЗ — В. Д.) познакомился в Новгороде с Валерием Васильевичем Демидовым, который рассказал мне про внучатого племянника Лядова — Анатолия Помазанского. Анатолий Евгеньевич больше десяти лет назад опубликовал книгу «Лядовы и Помазанские: музыкальная семья». Он хотел протянуть нить исследования в современность и обратился ко мне: «Мне кажется, вам это интересно?» Анатолий Евгеньевич ушёл из жизни в 2019 году, не дожив двух месяцев до своего столетия. Я же постарался продолжить его труды. Удалось выяснить, что историю музыкального рода надо начинать с прадеда Анатолия Константиновича — гобоиста Лейб-гвардии Преображенского полка Григория Гавриловича Лядова. Я разыскал потомков тёти композитора Анны Лядовой (в замужестве Рубцовой), их оказалось очень много, а это основная ветвь, ведь у неё было девять детей, из которых семеро стали музыкантами. При этом про саму Анну Николаевну сведений крайне мало. Вроде была пианисткой, давала уроки. Я узнал, что у неё была дочь-балерина, Любовь Рубцова, один из сыновей которой — Павел Павлович Дриго — был драматическим актёром и режиссёром, а двое — Николай и Александр Дриго — преподавали танцы. Я читал дореволюционный журнал с заметкой о танце танго. И представьте такое соседство экспертов: великая Анна Павлова и наш Александр Дриго.
— А что известно про дядю композитора Александра Лядова?
— Бальный и балетный дирижёр, скрипач, композитор. Был вхож в высший свет. И уж в Петербурге вряд ли уступал в славе Штраусу.
— Необычность династии, восходящей к военному музыканту из XVIII века, — в её долговременности?
— Хронологически тут как минимум два с половиной столетия. Так сразу и не вспомнить, какие семьи можно поставить в один ряд. Может быть, Глинки? Но ещё удивительнее — творческое постоянство. Актеры, режиссёры, музыканты, театральные художники… Причём представители династии, если даже их имена сегодня ни о чём не говорят широкой публике, при жизни были с выдающимися людьми своего времени, что называется, в одном рукопожатии. С такими, как Станиславский, например.