Воскресенье, 20 июля 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Мария Клапатнюк

Чтение вслух

У новгородцев появился ещё один оригинальный повод, чтобы собраться и побыть вместе.

«Баба Шанель» — пьеса, в которой почти все главные герои — пенсионеры.

«Баба Шанель» — пьеса, в которой почти все главные герои — пенсионеры.

Фото: Артура ОСИПОВА

На читку пьесы Ярославы Пулинович «Земля Эльзы» вчера вечером новгородцев собрали участники театральной лаборатории «Рожь». Что-то около 80 минут, с листа, по ролям, артисты читали, гости слушали и смотрели.

«Земля Эльзы» — история о том, как встречаются родственные души, как тяготы долгих лет жизни и тот самый «преклонный возраст» отступают, когда рядом оказывается нужный человек. И снова хочется забираться на чердак, танцевать вальс, надевать розовое платье и делиться всем, что случалось в жизни и плохого, и хорошего: трогательная, пронзительная история.

Но в этот раз с организаторами встречи «НВ» обсуждали не столько особенности и нюансы современной драматургии, сколько сам формат читки. Решить, что же цепляет в чтении с листа, почему в этом стоит поучаствовать и как увиденное оценивать, корреспонденту помогали худрук лаборатории, режиссёр Ксения ТИМОФЕЕВА (К.Т) и режиссёр Яна ЛЕБЕДЕВА (Я.Л.).

Прежде всего нам предстоит разобраться с форматом читки и его появлением в Великом Новгороде.

К.Т.: Когда я жила в Москве, я занималась в актёрской лаборатории: вместе с мастерами и коллегами мы делали массу интересных проектов, в том числе ставили читку современной пьесы. То есть буквально чтение текста по ролям перед публикой, в каком-то пространстве. Встречались, репетировали, разбирали текст, старались привнести в реплики героев что-то своё. И мне понравилась работа в таком формате. Читка именно своей простотой покоряет сердца тех, кто любит минимализм. Для меня это было удивительно: перед зрителями сидят люди и читают с листа, никаких декораций нет. Но за счёт погружения в материал пьесы получается магия, с которой ты идёшь к зрителю. И он тебя слышит и понимает. Потом я переехала в Великий Новгород. И мне захотелось сделать всё это здесь.

Почему это работает?

К.Т.: Во мне есть уверенность, что каждый по-настоящему заинтересованный человек, пусть даже не профессиональный актёр, может так войти в произведение, что сначала поймёт своего героя, а потом поделится этим со зрителем. Если зритель тоже заинтересован. Ну и тут ещё важна командная работа.

А что за люди читают в театральной лаборатории «Рожь»?

К.Т.: Это такой творческий костяк, который перезнакомился между собой на разных городских площадках и, несколько видоизменяясь, перетекает из проекта в проект. Кто-то присоединяется, кто-то решает на время отойти в сторону. Так или иначе Великий Новгород небольшой город: все мы уже где-то пересекались друг с другом. Сейчас в театральной лаборатории больше двух десятков постоянных участников.

И всё-таки кто есть кто во «Ржи»?

Я.Л.: Изначально я пришла читать за автора в «Земле Эльзы». Но у меня появилось несколько идей относительно режиссуры этой читки, я поделилась ими с Ксюшей. И она предложила мне сорежиссировать. Я совсем не спец в этом направлении. До этого в основном занималась пластическим театром, но голос – это, как и движение, феномен. Форма, с которой интересно работать.

К.Т.: А я, как мне кажется, хорошо разбираю материал, но мне порой не хватает режиссёрского видения, каких-то фишек, оживляющих процесс. Поэтому мне очень помог взгляд Яны на пьесу.

Я.Л.: До этого я уже участвовала во «Ржи» — в читке пьесы «Баба Шанель» Николая Коляды. Мы дважды выступили с ней. А еще до этого — собирались и просто читали, обсуждали, спорили. И здесь зашит ответ на вопрос «зачем вообще зрителю читки?». Во-первых, села бы я дома читать пьесы? Нет, не села бы, хотя люблю читать. Но читать драму — это слишком специфичное занятие. А «Рожь» дает для этого пространство. Во-вторых, выбор материала тоже очень важен. Когда не разбираешься в современной драматургии, пусть у тебя даже есть желание, с чего начать? Разобраться во всём этом — большой труд. Когда мы приглашаем зрителя на читку, мы приглашаем его в том числе в мир современной драматургии. Здесь можно познакомиться с новыми именами. И, наконец, третье — возможность получить новый опыт. Кому-то такой формат не подойдет. Кого-то вообще разозлит. А кто-то в него влюбится. В любом случае это повод собраться и обсудить этот опыт.

По аналогии с выбором актёра на роль — важен ли кастинг, когда речь идёт о читке?

К.Т.: В процессе работы мы сошлись с Яной на том, что важны типажи. Изначально, выбирая пьесу, я представляла, кому какая роль может подойти. Далее попадания или непопадания, всё это живой процесс. Кроме того, далеко не каждая прочитанная пьеса выходит на публику. Но если мы говорим о выступлении, то тут уже один из ключевых моментов — чтобы персонаж лёг на чтеца.

Как происходит подготовка читки?

Я.Л.: Обязательный этап — анализ текста, разбор персонажа. Помимо этого, работа с речью, с голосом, с партнёром. В лаборатории у Ксюши идут интенсивные, насыщенные занятия.

К.Т.: Поскольку мы вообще называемся лабораторией, то и находимся в поиске. И в современном мире это понятие очень живое: поиск форм и себя как артистов.

Долго репетируете, если это слово вообще уместно?

Я.Л.: Подготовка, конечно, есть. Но нельзя читать текст полгода-год и не выносить на публику: засушится. Ну и к тому же непонятно, зачем сидеть и читать так долго? Давайте тогда уже спектакль ставить. На читке текст должен пульсировать и быть живым. В этом вся прелесть.

Современная драматургия – это обязательный момент?

К.Т.: Как мне кажется, сейчас современная драматургия ближе нам и понятнее. То, КАК это написано. Изюминка в том, что часто это разговор о бытовой жизни. Здесь не нужно декламировать. Можно просто говорить – это мне очень близко.

А что с аудиторией? Кто приходит слушать читки?

К.Т.: Вот тут сложно определить. На первой читке мы сами не ожидали такого ажиотажа, рассчитывали скорее на друзей. Но спустя три дня после анонса встречи у нас разошлись все билеты. Это было большое удивление! Бывает, что ждём одних, а приходят совершенно неожиданные люди. Есть, конечно, друзья и родственники чтецов, но кого-то мы видим вообще впервые!

Я.Л.: «Баба Шанель», например, — пьеса, где почти все главные герои — пенсионеры. И неожиданно для нас на премьеру пришло много людей старшего возраста. И многие были в восторге, смеялись. Подходили потом, благодарили.

Как вы находите необходимую середину для читки: нужны или нет костюмы, минимальный дресс-код, какие-то декорации? Где грань между читкой и театральной постановкой?

Я.Л.: Здесь всё очень индивидуально. Есть читки пьес, на которые можно прийти в футболках. Типа бежал мимо, заскочил к вам – читаю. И это тоже классно. Это живой, интересный формат. Меня он привлекает даже больше, чем классический — «вживательный» — драматический театр. Всё это, как и в музыке, как в живописи, как везде, – вопрос личных вкусов. Кто-то любит костюмированные драмы, чтобы все пуговки подобраны, тщательно выверены декорации. Я больше фанат экспериментальных форм. Условность читки, ее минимализм дают зрителю пространство для воображения, почти сотворчества. Степень режиссуры в читках может варьироваться: это может быть лёгкая история с акцентом на тексте или более выверенная версия с вниманием к пространству, звуку, свету. Как мне кажется, мы сейчас находимся где-то в серединке. При этом нам важна атмосфера. В «Бабе Шанель», например, по ходу пьесы речь шла о селёдке под шубой. И она у нас реально была. Зрители могли взять и попробовать.

К.Т.: В своих читках мы хотим максимально приблизиться к зрителю, общаться на расстоянии вытянутой руки и преодолеть ряд условностей, без которых невозможен театр. И зрителя зовём в том числе за новым опытом, за творческой атмосферой уюта, интересными знакомствами.

Творческая лаборатория «Рожь» обосновалась на территории КЦ «Диалог». Здесь же происходят встречи со зрителем.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Хватит дубинкой махать! Пора народ развлекать!

Хватит дубинкой махать! Пора народ развлекать!

Рушанка Светлана Петрова подготовила новое кукольное представление про женитьбу старорусского Петрушки

16.07.2025 | Общество

Ещё раз про любовь

Ещё раз про любовь

«Поозерские вечёрки», посвящённые Дню семьи, любви и верности, прошли в Ракомском сельском поселении Новгородского муниципального округа

16.07.2025 | Общество

Период охлаждения поможет противостоять мошенникам при выдаче потребительских кредитов

Период охлаждения поможет противостоять мошенникам при выдаче потребительских кредитов

Осенью вводится «период охлаждения» для кредитов. Исключение — ипотека, автокредиты и займы до 50 тыс. рублей. Новые правила защитят заёмщиков от мошенников

16.07.2025 | Общество

Как защититься от инфекций, передаваемых половым путём?

Как защититься от инфекций, передаваемых половым путём?

Эксперты напоминают: своевременная диагностика, ответственное поведение и регулярные осмотры у врачей помогут избежать серьёзных осложнений

16.07.2025 | Общество

Самое главное богатство

Самое главное богатство

В Великом Новгороде поздравили уникальные семьи

09.07.2025 | Общество

Когда ты увлечён

Когда ты увлечён

Красные дипломы в этом году получили 42 выпускника Новгородского колледжа искусств. В числе отличников и молодой педагог Боровичской школы искусств Света Мамедова

09.07.2025 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 16.07.2025 года

РЕКЛАМА