Водитель автобуса — не самая женская профессия. Необходимо уметь быстро и плавно управлять многотонной машиной, легко подъезжать к бордюрам на остановках, маневрировать в снежные коллапсы, сдержанно реагировать на заторы на дорогах и резкое перестроение легковых автомобилей. Эта работа требует от человека за рулём физической силы, ежесекундного внимания, дисциплины и сверхответственности — за его спиной люди, которых нужно благополучно довезти.
Любимый маршрут
Для Маргариты ВАСИЛЬЕВОЙ, работающей в «Автобусном парке» Великого Новгорода, этот труд оказался по плечу. Более того, она не раз становилась участником областных и всероссийских конкурсов профессионального мастерства водителей автобусов. В этом году заявила о себе на международных соревнованиях в Санкт-Петербурге. И не пропустит очередные региональные, намеченные на сентябрь.
Её маршрут — один из самых длинных. Автобус № 20 соединяет Торговую сторону, Колмово, Западный микрорайон и центр города. Некоторые её коллеги по предприятию говорят, что он сложный, а она к нему быстро привыкла. Правда, в летние месяцы, когда пассажиров становится меньше, Маргарита подменяет водителей на разных маршрутах.
— Когда в автопарке появляется новый водитель, он числится в резерве, то есть его направляют на те линии, где нужно восполнить количество общественного транспорта. И только потом за ним закрепляют конкретный автобус и маршрут, — сообщила Маргарита. — Мне нравится подмечать на маршруте любопытные детали, видеть, какие происходят изменения. Например, на Нехинской улице уже практически построен жилой комплекс, а пару лет назад на этой территории была неопрятная промышленная зона.
Стаж работы водителем автобуса у Маргариты небольшой — всего четыре года. До этого 10 лет водила троллейбус.
Возможно, она бы и не сменила «рогатый» транспорт на беленький ЛиАЗ. Но когда пять лет назад начались активные разговоры о бесперспективности нахождения троллейбусов на улицах города, решила, что следует рассмотреть и другие возможности, чтобы остаться за рулём:
— Троллейбусное депо и автобусный парк — два подразделения одного предприятия. Я получила корочки водителя автобуса, и меня попросили поработать в парке месяца три. Когда увидели, как я езжу, что веду себя уверенно, предложили поучаствовать в областных соревнованиях профмастерства. Я заняла на них третье место. Мне присвоили первый класс и предоставили новенький автобус.
В июне Маргарита оказалась в команде новгородцев, показавших свои навыки и способности на всероссийском конкурсе «Лучший водитель автобуса». Проходил он в Нижнем Новгороде и собрал 60 водителей со всей страны. Призовые места новгородцы не заняли, но в середину рейтинга попали. Васильева, кстати, стала в личном зачёте 17-й и лучшей среди женщин в классе автобусов большой вместимости. Она рассказала, что соперники были настоящими асами своего дела. Между тем самым сложным было справиться с собственной нервозностью. Чужой город, чужой автобус и нужно не ошибиться при выполнении заданий, когда за твоими действиями наблюдают несколько экспертов.
Троллейбусное прошлое
Впрочем, именно троллейбусы кардинально повлияли на её судьбу — не только в профессиональном плане, но и в личном.
— Моё детство прошло в посёлке Пола Парфинского района. Однажды мы с мамой оказались в Новгороде, и я впервые в жизни увидела троллейбус. Он меня тогда очень удивил. После школы мы с моей сестрой-двойняшкой уехали в город. Поддерживали друг друга в трудную минуту. Сняли комнату, но надо было найти работу. На глаза попалось объявление о наборе на курс по вождению троллейбусов. Подумала, что это мой шанс. Пришла на учёбу и встретила там своего будущего мужа. Сидела с ним за одной партой, он также хотел стать водителем, — рассказала Маргарита.
Её супруг сейчас тоже трудится водителем городского рейсового автобуса, только на другом автотранспортном предприятии — с круглым гаражом.
У них родились двое детей. Маргарита гордится своей дочерью-девятиклассницей. Девочка имеет коричневый пояс в карате, мечтает поступить в одно из учебных заведений силовых ведомств и носить погоны. Радует восьмилетний сын, который учится на пятёрки и четвёрки. Маргарита вместе с супругом решили, что они будут делать всё, чтобы их дети получили хорошее образование.
А ещё она поделилась тем, что муж настоял на том, чтобы купить ей авто с автоматической коробкой переключения передач. На этой машине летом они вместе с детьми отправились в отпуск в Севастополь. Осуществить путешествие удалось во многом благодаря работе Маргариты:
— На конкурсе в Петербурге я познакомилась с одной из его участниц — женщиной из Севастополя. Наше знакомство переросло в дружбу, несколько раз встречались с ней потом на других соревнованиях. Передавали друг другу гостинцы: я ей дарила варенье из черники, клюквы, а она мне — из инжира, персиков. И в какой-то момент она пригласила к себе. Я сагитировала в поездку на своей машине ещё двух подруг. Возможно, со стороны это выглядело авантюрой. В Крым наша девичья компания добирались через Мариуполь и Мелитополь. Запомнились множество КПП, разрушенные артобстрелами здания, увидели, что из себя представляет Азовсталь. Навигатор был бесполезен, поэтому поплутали. Но в этот раз, когда ехала с детьми и супругом, практически ничего не напоминало о войне.
Воздушный поцелуй
За годы работы у Маргариты накопилось немало ярких историй. Однажды в салон автобуса зашёл в чём мать родила мужчина. Остальные пассажиры предпочли не вмешиваться в странную ситуацию, а женщина-водитель вызвала полицию и бригаду скорой помощи. Запомнила Васильева, как в день антитеррористических учений в её троллейбусе обнаружили бесхозный пакет. Пришлось людей высадить и вызвать экстренные оперативные службы. Как потом выяснилось, забыла его старушка. На шестом маршруте осенью её регулярно одаривали овощами и фруктами дачники.
Маргариту отличает жизнерадостность, она не из тех, кто поддаётся унынию. Её лицо светится улыбкой.
Даже если на дороге случается нервозная обстановка, старается сгладить её воздушным поцелуем в сторону водителя, который уже готов выйти из себя и перейти на крик. Как правило, от неожиданного жеста Марго мужчины практически сразу добреют, и конфликта удаётся избежать. Даже к своему автобусу она обращается как к живому существу. Призналась, что после отпуска к своему «кормильцу» подошла со словами: «Привет, мой хороший! Тебя не обижали? Сейчас я тебя отмою».
Васильева уже сама водитель-наставник. Её стажёрами становятся мужчины с многолетним опытом вождения. Сюсюканий в обучении не допускает. Строгость более эффективна, чем пряник.
— Кому-то дано стать хорошим водителем автобуса, а кому-то нет. Я учила 60-летнего мужчину, работавшего дальнобойщиком. И он мне как-то заявил, что быть водителем общественного транспорта для него гораздо сложнее, чем водить фуру, — вспомнила эпизод из своей преподавательской практики Маргарита. — Касательно стереотипа, что профессия водителя автобуса исключительно мужская, то в наши дни современными автобусами настолько легко управлять, что, мне кажется, справится и ребёнок. Всё сделано для комфорта, у руля — гидроусилитель, кресло легко можно подстроить под свою комплекцию. Водителю не нужно проводить ремонт, затягивать болты на колёсах. Для этого в гараже есть специалисты. К слову, на троллейбусе с колёсами я возилась сама. В кабине автобуса чувствую себя на своём месте. Научилась абстрагироваться, когда пассажиры стоят рядом и пристально следят за моими действиями. Пожалуй, не смогла бы работать там, где много народа и шумно. А ещё мне нравится моя профессия тем, что она всегда будет востребована.















