Работа учителя — это служение обществу. Служение Новгородской области и большой стране. Так считает Людмила Фёдорова, учитель русского языка и литературы средней школы № 23 Великого Новгорода. Она — представитель большой педагогической династии, которая берет начало в середине XX столетия. Сейчас в ней 12 учителей. Об удивительной династии, насчитывающей три ветви педагогических работников Ленькиных — Хлусовых — Фёдоровых, рассказывает Людмила Викторовна Фёдорова.
Корни и ветви династии
— Самая старинная ветвь — от бабушки мужа, которая работала учителем в годы Великой Отечественной войны. Это Ленькина Валентина Семёновна, первый педагог в своём роду. Жила в крестьянской семье в деревне Бор Шимского района. Началась война, её как жену красного командира эвакуировали в Свердловскую область, где она преподавала в школе. Там у неё родилась первая дочь — Галина.
Две дочери Галины — Валентина и Ирина тоже стали учителями. Валентина Мироновна работает во 2-й школе Великого Новгорода, Ирина Мироновна — в 23-й, преподаёт химию и биологию. У средней дочери Валентины Семёновны, Нины Алексеевны, дочь Зульфия — учительница английского. У младшей дочери, Риммы, двое детей: Жанна Николаевна — учительница начальных классов в гимназии № 4 и Алексей Николаевич — учитель русского языка и литературы, муж Людмилы Викторовны. Он работал в 9-й школе и в 21-й, теперь перешел в свою родную 23-ю.
— Такая линия моего мужа — Ленькины — Фёдоровы. А с моей стороны — первая ветвь, Любовь Ивановна, сестра отца, работала учителем начальных классов в сельской школе в 1950-е годы. Моего папы, 1937 года рождения, Виктора Ивановича Хлусова, к сожалению, уже нет. Он 47 лет был учителем физики, переучил, наверное, всех холмичей. Его супруга Галина Сергеевна — учитель начальных классов, проработала всю свою жизнь, увы, её тоже уже нет. Моя сестра, Ольга Викторовна, до сих пор работает в Холмской средней школе учительницей начальных классов, а я — в Новгороде.
У потомственных педагогов, как в королевских семьях, бывают династические браки. Людмила Викторовна не выбирала себе супруга по профессиональному признаку. Так сложилась судьба — и две старинные педагогические семьи объединились.
— Однажды мы решили посчитать общий педагогический стаж всех членов нашей семьи. Это было непросто. В итоге набралось около 500 лет работы в новгородском образовании. Вот такая у нас династия!
Волшебный кабинет папы и книжка-реликвия
Людмила Викторовна с детства почувствовала, что школа неотделима от семьи. Вспоминает дни рождения мамы, её подруг-учителей, разговоры за столом о школе, об учениках. Как ребятишки приходили её поздравлять, делились своими сокровенными мыслями.
— Ученики приходили к маме даже летом, в каникулы. Рассказывали о пионерском лагере, о том, как влюблялись. А отец дарил свои чудеса.
Помню выходные с папой. Он учитель физики, у него в лаборатории была диковинная вещь — телескоп. Я хвостиком за ним ходила, и он разрешал мне смотреть на Луну и звезды. Тогда, в 1980-е, компьютеров ещё не было, но кабинет физики выглядел современно: на партах — розетки, и если ученик давал правильный ответ, зажигалась лампочка.
В 1991 году Людмила Викторовна окончила педагогический лицей. Поступила в НГПИ. Первый экзамен был творческий.
— Подружка играла на гитаре, я пела. Наш одноклассник готовил салат оливье, кто-то вышивал, играл на фортепиано. Ведь педагогика — это и работа, и служение, и искусство.
Со временем она поняла, что педагогика — это не профессия. Это — судьба. Когда-то Людмила Викторовна нашла в чуланчике родительского дома книжку «Педагогическая поэма» Антона Макаренко. С дарственной надписью: «Ученику 8-го класса Хлусову Вите за отличную учёбу». Папе в детстве подарили книгу о педагогике, он стал учителем, нашел жену учительницу, учителем стала дочь. А его внучка Ульяна — самая молодая веточка семейного древа педагогов.
Людмила Викторовна никогда не уговаривала дочь. Она по своей инициативе поступила в НовГУ. 25 июня 2025 года получила красный диплом педагога. Уже с третьего курса работает учителем математики в 23-й школе, теперь будет классным руководителем. И очень довольна своим выбором.
«Мы воспитали людей»
Педагогический стаж Людмилы Викторовны — почти 30 лет. Она помнит первый день у школьной доски. Это было в средней школе Холма 15 августа 1996 года.
В родном городе работала только год — вышла замуж, переехала в Новгород. Но ученики-пятиклашки её запомнили и однажды пригласили на вечер встречи выпускников.
Людмила Викторовна считает, что одна из главных наград для учителя — когда его помнят и узнают ученики.
— Я переехала в Новгород, работала в Центре реабилитации и коррекции с детишками с ограниченными возможностями. Много лет спустя, когда в магазине набирала пакет, услышала: «Людмила Викторовна, давайте я вам помогу». Парень учился даже не в моем классе. Помог донести пакет до дома. В тот момент я подумала: «А ведь мы воспитали хороших людей».
А в прошлом году Людмила Викторовна встретилась с Виктором Киселевым, младшим научным сотрудником НовГУ. Он спросил:
— Людмила Викторовна, вы думали, что я таким стану?
Секрет прост: добро, которое сеет педагог, прорастает свежими всходами в сердцах его учеников.
Будущее Новгородчины — за образованием
Людмила Викторовна — ветеран труда, воспитавшая несколько поколений учеников. На нынешних ребят она смотрит чуть критично, но с надеждой.
— Я регулярно провожу анкетирование. И нередко даже пятиклашки говорят, что хотят жить в Испании, в Южной Корее. Стать блогером, зарабатывать сумасшедшие деньги. Учитель должен постоянно напоминать вековые мудрости: «Где родился — там и пригодился».
Но Людмила Викторовна видит множество иных примеров, когда ребята поступают в вузы других городов и возвращаются в свой родной Новгород.
— У меня есть конкретный пример. Девочка в этом году закончила 11-й класс и, кроме НовГУ, никуда не подала документы. Я с ней два года занималась, у неё был интересный проект, посвященный Зинаиде Гиппиус и Дмитрию Мережковскому, сёстрам Гиппиус — Наталье и Татьяне, которые после войны жили и работали в Великом Новгороде. Девочка поработала на раскопках, поступила на археологию. И счастлива.
Сейчас, по мнению Людмилы Викторовны, в Великом Новгороде и области для детей и молодёжи созданы все возможности, чтобы увлечённо учиться.
— У нас есть масса возможностей для тех, кто хочет учиться и развиваться. Есть ИНТЦ «Валдай». Когда ребятишек приводишь, они загораются, не хотят уходить, и я горжусь, что есть такая школа в нашем городе. Мне посчастливилось в этом году работать в образовательном центре «Онфим» с одарёнными ребятишками. В него могли попасть школьники из любого уголка нашей области. А недавно я со своим классом бесплатно съездила по «Пушкинской карте» в Старую Руссу.
Людмила Викторовна считает, что программа «Город-Университет» — будущее Великого Новгорода. Согласна с руководителем региона Александром Дроновым, что Новгородская область должна развиваться через науку и образование:
— Когда молодежь приезжает к нам из других городов, то отмечает, какой у нас красивый, зеленый город! Здесь ценятся знания, человечность и любовь к своей земле. И в этом есть заслуга нашей династии.















