Николай Николаевич Миклухо-Маклай — двоюродный праправнук, полный тёзка выдающегося этнографа, антрополога, биолога, нашего земляка и большого друга папуасов. Возглавляет Центр изучения Тихоокеанского региона Института востоковедения РАН, занимается просветительской деятельностью — им создан Фонд имени Н.Н. Миклухо-Маклая. На встрече с учащимися новгородского лицея имени Михаила Сперанского представил один из новых проектов фонда «Онлайн-музей Н.Н. Миклухо-Маклая 2.0». В общем, состоялось маленькое географическое открытие.
— Экспонаты с Берега Маклая есть в музеях, например в Кунсткамере, но многое недоступно, хранится в запасниках. И вот эту проблему мы пытаемся решить, — пояснил Николай Николаевич.
Проект нацелен на образовательные учреждения. Он не только про Миклухо-Маклая и «его берег». Там есть информация об экспедициях других русских исследователей Океании. А что такое Океания? Огромное пространство с 25 тысячами островов. Множество разных народов и культур. Так что онлайн-музей — это виртуальный океан информации. От Маклая-первого и до нашего славного настоящего.
Живой урок
Миклухо-Маклай сразу предупредил лицеистов, что собирает интересные вопросы, и честно признался, что не всегда находится с ответом:
— Недавно меня спросили: почему так происходит — в Папуа — Новой Гвинее людей больше не едят, а ездят туда по-прежнему Маклаи?
Лично он был там уже раз двадцать, причём в восьми случаях — с полноценными экспедициями. Предок Николая Николаевича в нынешних жителях острова знакомых ему папуасов мог бы не узнать. Нет, внешне они, наверное, те же. Но с высокоскоростным Интернетом. Это христианская страна. По Конституции. Там запрещены колдуны. По закону.
— А у нас нет, — улыбнулся Николай Николаевич. — Совершенно потрясающая ситуация: цивилизация, элементы европейской культуры там сосуществуют с вековыми обычаями и ритуалами. Топоры, маски — всё при деле. Ребята, а вы знаете, сколько в мире Гвиней? Очень хорошо, а то меня часто приглашают на форумы африканистов. Большое спасибо, говорю, жаль только, что Папуа — Новая Гвинея немножко в другом месте. А кто знает, для чего предназначен бумеранг? Бананы сбивать? Стоит попробовать, наверное…
Видимо, это была шутка. Потому что девочка, тянувшая руку, тут же выдала исчерпывающий ответ. Ещё и про те бумеранги, которые, представьте себе, не возвращаются.
Тут надо сказать пару слов про лицей. Он вовсе не географический. Но в нём работает педагог Тамара Иванова, которая очень любит географию.
— Переходим к богам, — продолжал Николай Николаевич.
А потом — к папуасской свадьбе. Брак у них считается состоявшимся, как только родители невесты получают выкуп. Нормальный такой — до полумиллиона рублей на наши деньги. Нюанс: если девушка недостаточно старательна по хозяйству, то выкуп могут потребовать назад.
— А если жених не построил дом? — кому-то стало обидно за папуасок.
Нет, тут справедливо: без дома никто не жених.
На прощание Маклай-младший (как учёный) подарил лицею новую книгу о Папуа — Новой Гвинее. «Жизнь между двух миров. Папуасы Берега Маклая». С историями о детях этой страны.
В этом году Папуа — Новая Гвинея отметила 50-летие своей независимости. Одним из первых новое государство признал СССР. За годы независимости население страны выросло втрое, достигнув 10 миллионов человек.
Тот, кто открыл дверь
— Николай Николаевич, вы родились в семье учёного, но избрали для себя иной путь, а в итоге всё равно, можно сказать, пошли по стопам знаменитого прапрадеда. Это что, магия фамилии?
— Мой отец Николай Андреевич Миклухо-Маклай 35 лет проработал в Центральном научно-исследовательском геологоразведочном институте. Вообще, у нас в роду — исследователи. Один наш предок первым стал изучать период палеозоя, другой первым стал переводить иранские рукописи. Я был единственным, кто занялся бизнесом. Первое моё образование — экономическое. И даже гордился, что отличаюсь от других Миклух. Знаете, что в Советском Союзе и в России жить с фамилией Миклухо-Маклая не так-то просто. Вы представляетесь, но большинство людей мысленно адресуются не к вам, а к вашему известнейшему предшественнику и его путешествиям к папуасам. Разумеется, это утомляло. Любому молодому человеку хочется быть самим собой, иметь своё лицо, жить своей жизнью, а не под давлением величия предка. Наверное, поэтому многие люди с очень известными фамилиями не пошли проторённым путём. Возможно, им это было просто не интересно. Но мне то, чем я сейчас занимаюсь, по-настоящему интересно. Это история международных отношений и внешней политики. В том числе отношений между Папуа — Новой Гвинеей и Россией. При этом я отдаю себе отчёт, насколько ценный материал собрал этнограф Николай Николаевич Миклухо-Маклай, насколько важно это беречь и популяризировать.

— Вы чувствуете себя неформальным послом России в Папуа — Новой Гвинее?
— Нет, но меня так принимают. Для папуасов я — посол России, а для России — посол у папуасов.
— Для них это значимо — что вы потомок Маклая?
— Так было только сначала. Ведь первое внимание уходит, если за тобой не стоит что-то ещё. Для выстраивания отношений имеет значение та работа, которую проводит Фонд имени Миклухо-Маклая совместно с посольством России. В частности, был открыт «Российский кабинет». Фонд проводит там научные экспедиции, привлекая наших учёных. Привлекаем меценатов, двигаем науку. Миклухо-Маклай открыл нам дверь, и мы в неё вошли.
— И были приняты?
— Да, я являюсь старейшиной клана Бонгу. Это тот, кто заботится о своих братьях, а они мне братья.
— В одном из своих интервью вы обмолвились, что должны подтвердить свой статус охотой. Вам следовало поймать свинью. Как успехи?
— Всё ещё бегает. Я охотился неподалёку от тех деревень, где жил мой предок. Видимо, надо потренироваться, навыка охотника пока не хватает. Но зато я поймал осьминога.
— Это имело какое-нибудь ритуальное значение?
— Никакого. Это нормально для Маклая — поймать осьминога. Просто он был вкусный.
— А ваш предок, сойдя с корабля, совершенно не был уверен, что сам останется жив после встречи с туземцами.
— Поезжайте, всё будет хорошо. Тем более у россиян. Пару лет назад папуасы даже подготовили письмо о том, что они хотят Берегом Маклая вступить в Российскую Федерацию.
— Не может быть!
— А что тут вас так удивляет?
— Кое-кто на земном шаре объявил нас главной угрозой миру.
— Я довольно много езжу по миру, в основном это, конечно, Австралия и Папуа — Новая Гвинея, и всегда хорошо принимают. Я не знаю иной картины, кроме нормального общения. Другое дело — какие-то политические игры. Несмотря ни на что, в любой стране найдётся немало обычных умных людей с пониманием ситуации. А я работаю с людьми.
— Так что всё же с обращением о приёме?
— Надо у посольства спросить, наверное. Только зачем? Для дружбы ни расстояния, ни границы решающей роли не имеют.
«Всё, куда человек стремится, является бесконечным».
Правило Н.Н. Маклая — старшего
Теги: Миклухо-Маклай, Папуа — Новая Гвинея, Великий Новгород















