Пятница, 05 декабря 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Анна Мельникова

Открывать новое и познавать традиции

Почему для новгородского мастера резьбы Александра Уланова дерево всегда живое

Александр Уланов умеет через художественную резьбу рассказывать истории.

Александр Уланов умеет через художественную резьбу рассказывать истории.

Фото: из архива Александра УЛАНОВА

Завтра, 30 октября, в Москве стартует ХI Национальный чемпионат по профессиональному мастерству «Абилимпикс». За Новгородскую область в компетенции «Резьба по дереву» в категории «Специалисты» выступит Александр УЛАНОВ, методист мастерской традиционных мужских ремёсел регионального Дома народного творчества (ДНТ), ведущий специалист школы «Новгородская резьба».

Конкурсное задание для резчика

На соревнование Александр отправляется уже в третий раз. В 2017 году за искусно сделанный орнамент на шкатулке он, будучи ещё студентом колледжа искусств имени С.В. Рахманинова, взял первое место. Сейчас, как и тогда, его наставником стал преподаватель этого же колледжа, главный эксперт чемпионата «Абилимпикс», основатель школы «Новгородская резьба» Фёдор Дмитриев.

— В 2017 году мы ехали в неизвестность. Для меня подобный опыт участия в чемпионате был первым. Настраивались, чтобы показать себя максимально. И смогли выжать не 100 процентов, а все двести, — сообщил Александр Уланов. — За месяц тренировки я на всю жизнь поставил себе руку по геометрической резьбе, что мне сейчас помогает в других видах этого ремесла. Отточил глаз. А к очередному «Абилимпиксу» у меня уже появились новые знания. Впрочем, элемент неизвестности остаётся. Поскольку есть загадка в том, с кем предстоит соревноваться, какой у них будет уровень мастерства. Нельзя исключать, что соперники могут справиться в два раза быстрее и лучше меня.

На чемпионате Александр должен будет за четыре часа перенести на изделие предложенный орнамент рельефной резьбы. С заданием конкурсантов знакомят заранее. Однако перед самым началом состязания жюри вносит в задачу 30% изменений. Так что доля неожиданности может вывести участников из равновесия.

Однако, как отметил Уланов, сама по себе подготовка к чемпионату, когда идёт активное взаимодействие с наставником, способствует ещё большей отшлифовке навыков и умений.

— Выступление на «Абилимпиксе», куда съезжаются специалисты из разных уголков страны, даёт новые ресурсы, возможности для нашей профессиональной сферы, в том числе для развития образовательного проекта «Школа «Новгородская резьба». В результате мы получаем мультипликационный эффект. Кроме того, общаясь с другими мастерами, узнаём их подходы к ремеслу, — рассказал Фёдор ДМИТРИЕВ.

«Народный календарь» мастера

Александр трудится в ДНТ и продолжает учиться, теперь уже в вузе. Сейчас он студент-заочник НовГУ, осваивает специальность «технология художественной обработки материалов». Признался, что область его профессиональных интересов разнообразна.

Обладая природной способностью подмечать детали, он хочет познать всё до мелочей. Пожалуй, отсюда его исследовательский азарт, стремление разобраться в старинных техниках резьбы по дереву и дать им новую жизнь в современных изделиях.

Его крутящееся интерактивное панно «Народный календарь» со скульптурным изображением фигур и предметов, складывающихся в сюжетную композицию, принесло победу в конкурсе профессионального мастерства среди мастеров народных художественных промыслов Новгородской области в категории «Художественная обработка дерева». Свою работу Александр изобразил в виде солнца, в которое включил четыре сегмента, символизирующие астрономические события года и связанные с ними древнеславянские праздники: Коляду, Сорок сороков, Купалу и Овсень. Молодой мастер планирует выставлять свой арт-объект на мероприятиях, где будет участвовать команда школы «Новгородская резьба». Этот визуальный образ, как он рассчитывает, поможет посетителям лучше понять, какие идеи и приёмы сохраняет и транслирует резьба.

— У меня есть желание исследовать мир с научной точки зрения и выражать свои представления о нём посредством художественного творчества, — поделился Александр. — Дерево, пусть даже в виде доски, — живое. Работая с ним, ощущаешь его теплоту. У каждого дерева есть своя энергия, а у резчиков по дереву — свои предпочтения. Я пробовал делать изделия из капа, но пока его не прочувствовал. Между тем дерево — это тема, в которую можно углубляться бесконечно. Начиная от понятий текстуры, цвета, запаха древесины до субъективных образов деревьев. Например, у меня есть реконструкция новгородского ковша. Изготовил я его из куска дерева, спиленного недалеко от Покровского собора. Текстура дерева оказалась мягкой, бархатистой, как у клёна. Однако его листья были, как у ясеня, а с ним работать не так легко. Пришлось поискать информацию, поразмышлять, что же это за порода. В итоге пришёл к выводу, что это клён ясенелистный.

Александр уверен, что любого человека можно сравнить с конкретным деревом. Не зря же говорят «гибкая, как осинка», «стройный, как берёза». Своим деревом он считает рябину. Однажды деревянная ручка на его киянке пришла в негодность. Чтобы сделать новую, пробовал разные породы деревьев. И только из рябины удобно легла в его руку. Ягоды этого дерева яркие, словно огоньки. Да и он такой же — с огоньком.

Момент выбора профессиональной судьбы Александр помнит очень хорошо. Было лето, он стоял на остановке, и его внимание привлекло объявление о наборе в колледж искусств. Особенно заинтересовали «графический дизайн» и «резьба по дереву». Первый вариант сулил популярную профессию, второй манил картинкой, неожиданно возникшей в голове у Александра: вот он сидит в своём большом деревенском доме, что-то вырезает из дерева, а вокруг него бегают маленькие дети. Она так ему понравилась, что он в итоге выбрал именно это направление. К слову, графический дизайн Александр изучает самостоятельно и активно использует 3D-моделирование в своих творческих экспериментах в работе с деревом.

Загадочные коники

Правда, мастером в самом высоком значении этого слова Александр не спешит себя называть. Дипломы хоть и подтверждают, что он добился успехов в своём деле, но не определяют его внутренний статус — планку, которую он сам себе установил.

— Человек может считать себя мастером, когда он не просто в совершенстве владеет инструментом, а сделал что-то такое, что останется в истории, — рассказал Александр. — А для этого мне нужно разработать свой стиль и почерк, которые бы меня выделяли среди других мастеров. При этом они должны сложиться в рамках традиции новгородского резного промысла.

Более того, именно дерево дало возможность Александру Уланову познавать традиции предков. Последние несколько лет его притягивает тема новгородских коников — деревянных фигурок коней, найденных в ходе археологических раскопок в Великом Новгороде. По замечанию Александра, эти древние игрушки были незаслуженно забыты, тем не менее, они ждут, чтобы их изучили как культурологический феномен.

В настоящее время Уланов занят реконструкцией этих артефактов, причём он не просто создает их точные копии, но и позволяет себе авторские вмешательства. Конечно, Александр может изготовить их таким же способом, которым они делались в средневековом Новгороде, но особого смысла в этом не видит. Применяет современные инструменты. Своё предпочтение поясняет одной широко известной цитатой, что «традиция — это передача огня, а не поклонение пеплу»:

— Коников археологи находят в слоях всех веков, начиная с самых древних — середины X века. Для искусства средневекового Новгорода характерно совмещение в образе двух и более животных. Так, занимаясь реконструкцией и демонстрацией на публике некоторых представителей этой новгородской игрушки, я столкнулся с любопытным наблюдением: в их облике обнаруживались черты, сходные с драконьими. Изображения коней можно разделить на те, что были связаны с ритуальными действиями. Например, испитие священных напитков из посуды, похожей по форме на коня, тогда это животное воспринималось как символ солнца. И на те, что относились к игрушкам, благодаря которым ребёнок знакомился со взрослой жизнью.

* * *

Художественные замыслы Александр Уланов старается воплощать в хорошем настроении, по крайней мере не испытывая негативных эмоций. Неудовлетворённость и раздражение приведут лишь к ошибкам и просчётам. У него есть пара незавершённых произведений, которые дожидаются своего часа. Объясняет, что, если не складывается целостный образ, работу надо отложить. Но когда гештальт созреет, сам мастер будет подготовлен для его реализации.

Теги: Абилимпикс, резьба, Александр Уланов, Новгородская область

РЕКЛАМА

Еще статьи

Выход из зимы. Демографической

Выход из зимы. Демографической

В Новгородской области впервые за 10 лет перестала снижаться рождаемость

03.12.2025 | Общество

Фольклор и ивент

Фольклор и ивент

В своей работе самозанятая новгородка сочетает традиции и современность

03.12.2025 | Общество

«Память нашего поколения»

«Память нашего поколения»

Более тысячи школьников из Великого Новгорода стали участниками исторического квиза, посвящённого 80-летию Победы

03.12.2025 | Общество

Последняя книга

Последняя книга

Издан сборник стихотворений и воспоминаний о военном детстве новгородки Аллы Веселитской

03.12.2025 | Общество

Как узнать свой ВИЧ-статус?

Как узнать свой ВИЧ-статус?

В рамках Всемирного дня борьбы со СПИДом, который отмечается 1 декабря, специалисты призывают жителей региона пройти тестирование, чтобы обезопасить себя и своих близких

03.12.2025 | Общество

Хит для охотника и поисковика

Хит для охотника и поисковика

На новгородской швейной фабрике разрабатывают куртку, которая будет согревать с помощью пауэрбанка

26.11.2025 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 03.12.2025 года

РЕКЛАМА