В Великом Новгороде на набережной реки Гзень открылся Центр исторических инициатив, где представлены большие макеты двух сражений — Невской битвы и Ледового побоища. Фигурки воинов, смоделированные ландшафты местности и макеты фортификационных сооружений погружают посетителя в масштабные исторические события давних лет. Кроме того, они дают возможность очень и очень взрослым людям вспомнить своё детство. В эпоху СССР среди мальчишек были популярны игры в пластмассовых солдатиков. Воображаемые баталии шли между чапаевцами, русскими богатырями, гусарами.
Эффект игры
Авторы экспозиции — братья Аркадий и Андрей МИХАЙЛОВЫ. Андрей Николаевич — учитель истории, Аркадий Николаевич — с недавнего времени начинающий предприниматель, зарегистрировался как самозанятый. Сейчас всё своё время и силы он отдаёт реализации проекта по реконструкции в миниатюре событий из новгородской истории.
— У центра будет несколько направлений деятельности: историко-краеведческое — в планах сделать ещё несколько макетов, изображающих битвы и военные операции начиная от Средних веков и заканчивая периодом Великой Отечественной войны; культурно-просветительское — ребёнок или взрослый, визуально познакомившись с эпизодами битв, запомнит их на всю жизнь. Также в нашем центре будут проводиться мастер-классы по созданию фигурок и небольших панорам. Изготавливая их, дети получат правильные представления об объёме, о пропорциях, а также разовьют свои креативные способности, поймут на конкретных примерах значение геометрии. На занятиях предусмотрен игровой элемент. Передвигая фигурки, школьники почувствуют себя героями сражений, — рассказал Аркадий Михайлов. — Помогает мне, консультирует, принимает участие в разработке экскурсий мой брат Андрей.
К слову, более 10 лет назад в областном центре Андрей Николаевич организовал студию, где ученики 5–6-х классов под его руководством занимались конструированием исторических панорам. Одна из них, в игровом варианте, даже была выставлена в музее.
Фигура Александра Невского
Тяга братьев к созданию собственными руками фигурок рыцарей, солдатиков — из детства.
— Наше детство пришлось на 1960-е — начало 1970-х годов. А тогда в стране игры в таком масштабе, как сейчас, не выпускались. Поэтому приходилось быть рукастыми, творческими, — улыбается Аркадий Николаевич. — Как и раньше, мы используем материал, который можно легко найти: кусочки ткани, кожи, проволоку. Кольчуги дружинников, шлемы рыцарей делаем из металлических консервных банок. А основной материал — пластилин. Наши панорамы отличаются от других тем, что в них нет штамповки, литья. Каждая фигурка имеет своё лицо, обмундирование, одежду. А их на одной только панораме около 200. Забрала на шлемах поднимаются. Узор кольчуги чеканим специальным маленьким инструментом. Это весьма кропотливая работа. Самые сложные в исполнении — скульптуры лошадей, для них нужно сначала подготовить металлоконструкции.
Личность великого князя Александра Невского, полководца, дипломата, они тоже выбрали неслучайно. Он почитаем как одна из величайших фигур в истории Руси. Александру было всего 22 года, когда на льду Чудского озера он со своим войском одержал победу над немецкими рыцарями.
— Вот, смотрите, здесь специальные заградительные санки, — Аркадий Николаевич эмоционально передаёт драматургию боя и показывает рукой на макет. — А вот Александр Невский с воеводами на Вороньем камне наблюдает за ходом сражения. В засаде ждёт наша конница, лучники наготове, а тут выстроился клином, то есть свиньёй, неприятель.
Кульминационный момент битвы — крестоносцы, проваливающиеся под лёд — тоже, кстати, присутствует. Эта версия специалистами, правда, не подтверждается, но потопление благодаря известному советскому фильму в отечественном сознании прочно ассоциируется с поражением и капитуляцией врага.
Тактика и стратегия
Технология изготовления макетов и моделей у Михайловых своя собственная, проверенная временем. Единственное, они отказались от применения глины, из которой когда-то давно формировали основание своих панорам. Более удобным для этой задачи оказался пенопласт.
Аркадий Николаевич стремится, чтобы реализация панорамы в форме максимально соответствовала её первоначальной задумке. Параллельно мастерит фигуры и основание. Сейчас он делает панораму подвига политрука Александра Панкратова, когда под Новгородом в августе 1941 года красноармеец своим телом закрыл пулемёт фашистов. Она тоже будет экспонироваться.
Аркадий Михайлов уверен, что нынешнему поколению детей нужно не только прививать интерес к исследовательской работе, но и приучать его к ручному труду. Известно, что регулярные тренировки мелкой моторики рук положительно сказываются на мышлении, памяти, фантазии.
— К сожалению, нынешние дети и подростки предпочитают больше времени проводить за компьютером и с гаджетами. Часто у них можно видеть потребительское отношение к жизни, мол, зачем что-то делать самому, если это могут купить родители. Поэтому на наших мастер-классах будем показывать, как получается конкретный продукт. Центр — не учебное заведение, но какой-то урок в нём мы сможем преподать, — сообщил Аркадий Николаевич. — Если люди не будут знать историю своей страны, то они попадут под влияние других государств и в результате потеряют свою самостоятельность.
Не исключено, что именно детское увлечение повлияло на его выбор профессии. Аркадий Михайлов стал строителем, у него два диплома — инженера-строителя и техника-механика. Возводил производственные цеха на комбинате огнеупоров в Боровичах, откуда он родом. Сам с нуля построил три частных дома, в том числе и для своей семьи. Был руководителем организации. Между тем признался, что всегда считал себя прежде всего творческим человеком. И своё хобби не забрасывал. Но когда вышел на пенсию, придал ему новое значение и смыл. Говорит, что у него появилось больше свободы действий. Он смог воплотить свою детскую мечту.
По замечанию мастера, его панорамы — уже третьего поколения. Как-то раз Аркадий Николаевич поймал себя на мысли, что на их регулярное обновление он потратил 1,5 миллиона рублей.
Идея об открытии центра, чтобы макеты обрели дом, у него родилась три года назад:
— Только на одну установку, точное воспроизведение деталей сражений у меня, как правило, уходит не меньше месяца. Ездил в Санкт-Петербург в один из частных музеев, чтобы узнать, как грамотно организовать выставочное пространство. Когда его сотрудники узнали, что у меня есть панорамы «Невская битва» и «Ледовое побоище», которые связаны с тематикой их экспозиции, предложили мне за них хорошую денежную сумму. Обещали и жильё оплатить на то время, что я буду собирать макеты. Но мне хотелось, чтобы они остались в Новгороде, чтобы любой, кому близка военная история, смог их оценить, благодаря им узнать что-то новое. Мне нравится, когда папы приходят с детьми, дедушки — с маленькими внуками и сами им рассказывают, каким событиям посвящены мои макеты.
Содержание центра требует ресурсов, главным образом материальных. Чтобы обеспечить ему финансовую устойчивость, Аркадий Николаевич собирается участвовать со своими проектами в разных грантовых конкурсах. Рассматривает возможность открытия своей некоммерческой организации.















