Пользоваться умеючи рубанком, лобзиком, стамеской, вырезать на деревянных поверхностях всевозможные орнаменты, создавать плоскорельефные скульптуры — этому можно научиться всего за три месяца.
Правда, нужны терпеливые учителя, качественные инструменты, проверенная методика и, конечно, желание самих учеников познавать и осваивать что-то новое. Все эти моменты удалось соединить в проекте «Новгородские традиции резного дерева — дело молодых».
Реализовать проект получилось благодаря гранту Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.
Дружба и резьба
В творческий интенсив были погружены восемь воспитанников Центра инклюзивного образования в возрасте от 12 до 14 лет и восемь студентов 3-го курса Новгородского областного колледжа искусств имени С.В. Рахманинова специальности «декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профессионально изучающих художественную резьбу по дереву. Первые выступили в качестве новичков в ремесле, прежде никогда не державших стамеску, вторые — как наставники. Хотя студенты в этой роли тоже оказались впервые.
Занятия были организованы на базе мастерских колледжа.
— Для меня опыт работы с детьми — новый, — рассказал 19-летний Андрей УСКОВ. — Поскольку я ещё студент, то разрешал им обращаться ко мне без отчества, чтобы создать более дружескую и комфортную для них обстановку. Но вот когда я окончу колледж и стану преподавателем, то мои воспитанники будут называть меня по имени-отчеству — Андреем Игоревичем.
Андрей пояснил, что детям предоставлялось множество методических пособий с рисунками. Они сами выбирали изделие в картинке, которое хотели бы сделать своими руками, но под руководством будущего педагога. Таким образом, не тратилось время на эскизную часть. Подросток сразу приступал к обработке дерева. Отдельный блок занятий был посвящён обслуживанию инструментов, способам их заточки, а также особенностям хранения. У настоящего мастера они находятся в специальных коробках или тканевых свёртках.
Показать дракона
Логотипом проекта стал дракон, образ которого был взят с костяных пластин, найденных в археологических слоях XII века в Новгороде. И юные резчики практически в точности повторили изображение этого средневекового мифического животного. Были среди их работ слоники, лошадки, черепашки, смешарики.
14-летнему Алексею СОБОЛЕВСКОМУ понравился образ мультяшной русалки. Но к урокам резьбы он отнёсся чрезвычайно ответственно и по-взрослому.
— Я хочу стать историком. И не исключаю, что знания, полученные на этих занятиях, мне пригодятся в будущем. Возможно, понадобятся и столярные навыки при восстановлении каких-то исторических объектов. Да и вообще, обладать таким умением необходимо каждому мужчине, — сказал подросток. — Раньше я думал, что резьба по дереву — это сложно, что мне будет непонятно. Но, как оказалось, — ничего подобного. Считал, что студенты будут к нам строги, а на самом деле они общительные.
Софья КУСКОВА, наставник Лёши, отметила, что её подопечный схватывал всё на лету, и если он продолжит заниматься резьбой в том же духе и с таким же настроением, то сможет проявить себя достойно на конкурсе профессионального мастерства среди людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» в категории «Школьники».
— Мне интересно было попробовать себя в работе с детьми. Чтобы, например, проводить мастер-классы по резьбе, нужно обладать компетенциями педагога. Подростки изучали местные традиции старинного ремесла, а также историю Новгорода, — пояснила девушка и поделилась планами на будущее. — Я сама хочу стать бутафором, создавать театральные декорации. А резьба по дереву учит моделировать разные вещи.

Цена успеха
Идейный вдохновитель проекта, преподаватель колледжа, мастер резьбы по дереву, основатель школы «Новгородская резьба» Фёдор ДМИТРИЕВ говорит о том, что дети были ориентированы на конкретный результат — сделать работы для показа на выставке. К слову, одним из заданий для студентов-наставников было грамотно смонтировать экспозицию, учитывая разные помещения, в том числе не предназначенные для проведения выставок.
— Когда находишься в начале какого-то большого дела, то прогнозируешь: если его выполнить на 50%, это уже будет неплохо, — сообщил наставник. — Но этот проект — пример исключительного случая, поскольку сбылось всё так, как задумывалось. Его успех — продукт труда целой команды, в которую вошли Светлана Алексеева, Неонила Микуцкая, Алёна Александрова, Валентина Игишева.
Первоначально предполагалось, что в проекте сложатся стабильные пары — за каждым конкретным учеником будет закреплён его тьютор. Но жизнь вносила коррективы, и бывали занятия, когда один наставник следил за выполнением задания у трёх ребят. А такой опыт больше погружает в практику педагога, которая часто бывает непредсказуемой.
— Отношение к проблеме может быть трёх видов: «Всё пропало!», «Ничего страшного, всё решаемо» или «А какие плюсы может принести для нас эта неожиданная ситуация?» Наша команда старалась придерживаться третьего, — с улыбкой сообщил Дмитриев. — Мне важно было, чтобы сложилась преемственность. Рабочий процесс в каких-то моментах обходился без меня, каждый участник на мастер-классе понимал, что от него требуется.
Для популяризации древнего промысла
По его словам, проект получился многослойным. Во-первых, детям он дал импульс для развития их художественных навыков, внимания к деталям, объёмного восприятия формы.
Во-вторых, студенты теперь знают, как действовать, сопровождая школьников во время обучения художественной резьбе, где самое важное — безопасность при работе со столярным инструментом. Чтобы у детей не накапливалась усталость, которая чревата травмами, через каждые полчаса устраивались перемены, на которых юные мастера могли отдохнуть.
В-третьих, проект помог изготовителю столярного оборудования напрямую взаимодействовать с потребителем. Так, значительная часть гранта была потрачена на покупку профессионального инструмента, идентичного применяемому на чемпионате «Абилимпикс». Компания «Рубанков», специально адаптировавшая свои классические взрослые верстаки под учеников проекта, заинтересована в обратной связи от пользователей.
Но самое главное — что «Дело молодых» стало ещё одной формой популяризации древнего промысла «новгородская резьба» и его развития в современных реалиях.
На прошлой неделе в Центре инклюзивного образования состоялось итоговое мероприятие проекта — выставка работ юных резчиков. В зале собрались педагоги и ученики, преподаватели и студенты-наставники колледжа, родители. Как отметила директор Центра Марина ДОБРЯНЦЕВА, обучение у Фёдора Рольфовича помогло её воспитанникам поверить в свои способности, а некоторым, возможно, определиться с выбором профессионального пути:
— Одно дело, когда рассказывают о какой-то профессии, другое — погрузиться в неё. И уже ведётся разговор о дальнейшем сотрудничестве с колледжем искусств и его преподавателем Фёдором Дмитриевым.
Теги: резьба по дереву, колледж искусств, Центр инклюзивного образования















