Монументальную летопись Великого Новгорода от советских времён до наших дней ведёт в соцсети «ВКонтакте» дизайнер и художник Ксения ШЕФЕР вместе с единомышленницей Юлией Мериновой. В созданном сообществе «Новгород монументальный» они постепенно собрали всю информацию о мозаике, витражах и чеканке, которые украшают пространства областного центра.
Как рассказала Ксения, идея возникла из личного интереса и знакомства с опытом других городов, где энтузиасты своего дела также провели учёт советского наследия, чтобы обратить внимание на его роль в городском пространстве.
— Группа «Новгород монументальный» появилась в мае, когда мы увидели интерес к этой теме у горожан, а материалов стало так много, что понадобилось как-то их организовать. Летом я нанесла все объекты на Google Карты: это упростило поиск и дало пользователям возможность самостоятельно прогуливаться по указанным адресам, — поясняет Ксения. — Всего на городскую карту нанесено более 30 точек с мозаиками, в том числе и исчезнувшими. К сожалению, на данный момент отношение к ним как к культурным объектам не закрепилось. Это можно понять и объяснить: в городе с многовековой историей и огромным количеством памятников культуры у хранителей не всегда доходят руки даже до церквей XVIII века, а тут — наследие прошлого столетия. Пока ещё его не считают достойным сохранения, хотя оно, конечно, достойно. Сейчас мозаики в лучшем случае не замечают и забывают как раз потому, что они вписаны в среду. В худшем — они исчезают при капитальном ремонте. Закрашиваются или закрываются вентфасадами.
Для себя Ксения Шефер разработала универсальный механизм «сохранения» мозаик: после обнаружения и детального фотографирования нового объекта она наносит адрес на городскую карту и определяет авторство. Последнее, к слову, — самая кропотливая и сложная часть работы.
— Информации в архивах — минимум! Иногда мне пишут люди, делятся ценными воспоминаниями и контактами. Мощный ресурс в этом плане — новгородские художники. Например, Александр Олигеров направил меня к Николаю Коробейникову, на данный момент это наш единственный мозаичист, представитель эпохи советской мозаики. Его «Семья» украшает фасад Росгосстраха на Рогатице. Он же помог мне установить авторство некоторых панно, созданных его коллегами по цеху.
Между прочим, интерес Ксении не ограничивается Великим Новгородом. Более того, на счету проекта «Новгород монументальный» уже есть как минимум один случай удачного сведения нужных людей друг с другом и спасения уникального объекта — монументального барельефа «Нептун и Амфитрита» 1975 года в Малой Вишере. В детстве мимо этого фасада маленькая Ксения не раз пробегала, направляясь в гости к бабушке.
Узнав, что здание ждёт капремонта, Шефер сумела свести представителей министерства строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области, местную администрацию и специалистов проекта «Ленинград Монументальный», которые совместно взялись за спасение панно. Осмотр выявил незначительные утраты и поверхностные сколы, которые легко купировались относительно несложными работами. Благодаря привлечению колпинских художников-энтузиастов рельеф обрёл первоначальный вид.
— На нынешнем этапе закономерно встаёт вопрос: что дальше? В рамках проекта «Новгород монументальный» сделано всё, что только можно: карта, реестр, по сути, осталось найти несколько авторов. Далее речь должна пойти о восстановлении, о работе руками. А вот тут нужны силы, энергия, средства. Это 100% командная работа, в одиночку такое дело просто не потянуть, — уверена Ксения. — Внушает надежду, что в нашем городе все так или иначе знакомы и при определённых обстоятельствах готовы объединиться ради благой идеи.
Ксения ШЕФЕР, дизайнер, художник:
— В Великом Новгороде есть история. Многие из мозаик — её свидетельства. Они сделаны или заказаны производствами. В них заложены правильные смыслы: о важности труда, многообразии профессий, ценности человека. Я уверена, что этот пласт не должен скрыться под вентфасадом. Нужно лишь обратить на него внимание.















