Последние два года для мам из Валдая, которых много лет объединяет проект «Семейные творческие мастерские», ориентированный на детей и молодых людей с тяжёлыми ментальными нарушениями, выдались неоднозначными. С одной стороны, при финансовой поддержке Фонда президентских грантов им удалось приобрести дополнительное оборудование для своих гончарной, кулинарной, швейной, столярной мастерских. А с другой — они потеряли просторное помещение, где их дети с неизлечимыми заболеваниями учились рисовать, лепить, шить, готовить разные блюда. Здание школы-интерната, в котором находились мастерские, снесли в рамках реновации исторического центра города. Поэтому сейчас родителям и детям приходится ютиться в одном кабинете здания, где расположены ещё несколько организаций.
Возможно, последнее обстоятельство и побудило трёх мам — Наталью Акпанбаеву, Ольгу Цветкову и Ольгу Васину — перейти наконец от размышлений к конкретной активности по созданию собственной родительской некоммерческой организации (НКО). Как она будет называться, пока окончательно не решено. Но есть предложение обозначить её как «Больше, чем мастерские».
Одна из инициаторов открытия новой НКО — Наталья АКПАНБАЕВА, мама 25-летнего Андрюши. Ровно восемь лет назад про них и про работу мастерских в «НВ» вышел материал «Куда пойдёт Андрюша?». Впрочем, Наталья снова и снова задаёт себе вопросы о будущем сына.
— Дети с ментальными нарушениями бывают очень капризными, у них есть сложности в поведении и общении. Но благодаря проекту «Семейные творческие мастерские», «крёстной» которого стала Светлана Михайловна Утева, руководитель филиала № 2 Новгородского областного центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, а партнёром, помогающим в поиске средств, — общественная организация «Движение сельских женщин», получается их социализировать, раскрывать потенциал и развивать у них коммуникативные навыки, — рассказала она. — Когда проект только начинался, наше родительское сообщество не было готово его самостоятельно курировать. На данный момент у нас появились опыт, знания, уверенность в своих силах.
По словам Натальи, она не мечтала быть педагогом, общественным деятелем, коммерсантом. Но судьба распорядилась так, что со всеми миссиями, связанными с этими направлениями, она неплохо справляется. На ярмарках успешно реализует изделия, сделанные руками юных мастеров с особенностями развития. Это расписные разделочные доски, фартучки, текстильные прихватки. И при этом покупателям говорит, чтоб приобретали не из жалости, а для того, чтобы пользоваться.
Она сама ведёт занятия в мастерских, участвует в конференциях, форумах, посвящённых темам поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов.
— Особо значимым событием 2025 года для нас стала победа нашего проекта во Всероссийском конкурсе «Город для детей» в номинации «Мир без границ», — продолжила Наталья. — Правда, об этой радостной новости мы узнали, когда собирали деньги от неравнодушных людей на оплату коммунальных услуг для своего нового помещения.
Наталья и её соратницы уже не испытывают сомнений по поводу необходимости уйти в самостоятельное плавание. Понимают, что будет сложно, но они постараются сделать всё, чтобы мастерские обрели постоянный и большой дом. Женщины не хотят, чтобы их дети оставались в изоляции и тем более — в психоневрологических интернатах.
— Мы заинтересованы в том, чтобы в мастерских дети не только продуктивно, с пользой проводили время, но и могли зарабатывать, — сообщила Ольга ЦВЕТКОВА, мама 14-летней Полины, у которой ДЦП. — Идеальный вариант — чтобы мастерским нашлось место недалеко от школы, где обучают детей с психическими расстройствами, чтобы туда приходили и сами школьники с ограниченными возможностями здоровья, и их родители, и выпускники, молодые инвалиды, и волонтёры. В планах — использовать в нашей практике центры дневного пребывания. Такие действуют, например, при московском Центре лечебной педагогики «Особое детство». Как правило, после 18 лет человек с нарушениями развития остаётся запертым в четырёх стенах. Если раньше его можно было оставить на несколько часов на обучении у специалистов, а мама могла заняться своими делами, то когда он становится совершеннолетним, такая возможность у неё пропадает. У наших детей должны быть своя жизнь, интересы, друзья.















