Череповецкого предпринимателя за спектакль, показанный новгородской детворе, привлекли к уголовной ответственности
Театрализованное представление «Маша и Медведь. Веселые истории» состоялось во Дворце культуры «Акрон» еще зимой.
Среди детишек, родителей, бабушек-дедушек в зрительном зале находились оперативники, фиксировавшие происходящее на сцене на видеокамеру. А 1 февраля было возбуждено уголовное дело в связи с нарушением авторских прав создателей популярного мультсериала — студии «Анимаккорд», а также известного композитора Алексея Рыбникова. Бизнесмен-шоумен Максим К., по мнению следствия, причинил правообладателям ущерб в особо крупном размере.
— Такой случай в нашей практике впервые, — отметил следователь СЧ по РОПД СУ УМВД России по Новгородской области Сергей БУЛЬБАХ. — Все-таки продажа пиратских DVD-дисков — это одно, а «контрафактный» спектакль — совершенно другое.
Нельзя? Да ну вас!
Формально дело еще не завершено, осталось провести некоторые экспертизы, однако факт нарушения авторских прав, по мнению следствия, бесспорен. И накануне, то есть во время рекламной кампании, и непосредственно в самом театральном действе использованы отчетливо узнаваемые мультяшные образы Маши и Медведя. То обстоятельство, что сценарий спектакля нисколько не повторяет сюжет мультфильма, сути совершенно не меняет. Создатели и организаторы спектакля должны были заручиться согласием правообладателей бренда, иметь договор, лицензию — словом, все, что положено.
Как установлено следствием, они пытались уладить отношения с «Анимаккордом», но получили отказ. После чего стали действовать по принципу «если нельзя, но очень хочется, то можно».
Что касается музыки Рыбникова, то к народному артисту России по поводу песенки Красной Шапочки (помните: «А-ах, крокодилы-бегемоты...»?) никто обратиться вообще не удосужился. Оно и понятно: едва ли Алексею Львовичу понравился бы вариант, когда песня урезана, текст переиначен, а исполняет ее... Серый Волк.
Само собой разумеется, что все дивиденды в виде кассового сбора за волчий вокал, в частности, и «веселые истории» с участием Маши и Миши в целом, организаторы спектакля оставили при себе. За вычетом арендной платы тем, кто предоставил сценическую площадку.
Сказка про сказку
Однако сам череповецкий предприниматель никаких нарушений в своей творческой деятельности не видит, что называется, в упор. Новгородской полиции он пояснил, что Маша и Медведь — персонажи народных сказок. А статьи за нарушение авторских прав всего русского народа, как вы понимаете, уважаемые читатели, в Уголовном кодексе пока что нет. Если же была бы, то, по логике господина К., в первую очередь нужно привлечь к ответственности саму студию «Анимаккорд», эксплуатирующую персонажей, которых каждый ребенок знает чуть ли не с пеленок. Да и вообще, «Маша и Медведь», если хорошенько посмотреть — это такой русский народный мультик.
В известном смысле лукавый шоумен недалек от истины. С точки зрения успеха сериала у зрителей. Не только у маленьких. На три четверти аудитория — взрослая. Ну, соскучились люди по лучшим и незабываемым образцам «Союзмультфильма». И вот — наш современный ответ Диснею. Реально качественная анимация (не зря же «Машу и Медведя» перевели уже почти на полтора десятка иностранных языков), веселый и добрый мультик.
Вот и вся причина, из-за чего колесят по стране гастролеры с надуманными спектаклями. Ведь создать нечто совершенно оригинальное и собрать полные залы — непросто. Куда легче взять раскрученные образы и придумать вокруг них сюжетец.
Тем временем
В Калуге пару месяцев назад прошел суд точно по такому же уголовному делу, фигурантом которого являлся вышеназванный череповчанин. И там Фемида признала совладельца компании, занимающейся театральными постановками (на самом деле у К. — несколько фирмочек, специализирующихся на этом), виновным в незаконном использовании объектов авторского права и чужого товарного знака. Поскольку, чтобы привлечь внимание к спектаклю, он заказал афиши и ростовые куклы «Маша» и «Медведь», очень похожие на анимационных героев. Что, кстати, было подтверждено следственным экспериментом с участием ребят из одного калужского детдома, дружно признавших в куклах героев любимого мультфильма.
Несмотря на констатацию факта причинения крупного ущерба приговор суда довольно мягкий: К. назначено наказание в виде двух лет лишения свободы условно и штрафа в размере 50 тысяч рублей.
И в Калуге, и в Великом Новгороде полиция среагировала на заявления о нарушении авторских прав от представителей фирм-правообладателей. Сегодня у данных фирм с информацией дело поставлено неплохо. Совершенно необязательно самим мотаться по российским городам, отслеживая вороватых гастролеров. Есть Интернет, есть поклонники, разбирающиеся в законах.
Мораль из этой не слишком веселой истории господин К. и другие любители извлечения прибыли из чужих творческих находок вполне могут почерпнуть из сказки:
«Не садись на пенек,
Не ешь пирожок.
Высоко сижу,
Далеко гляжу».
Пираты XXI века
— К сожалению, таких предпринимателей, как этот череповецкий товарищ, сейчас много, — сказал «НВ» генеральный директор студии «Анимаккорд» Дмитрий ЛОВЕЙКО. — Они смешивают все, что популярно. Как вам такой спектакль — «Смешарики в гостях у Маши и Медведя»? И все это выдается за собственный продукт. Такой отдельный российский бизнес на бизнесе.
— Почему вы отказали «этому товарищу», когда к вам обратились, чтобы получить лицензию? Ведь поначалу вроде он хотел пойти законным путем.
— Да, они приезжали. Я прочитал текст спектакля и сказал: «Нет, ребята, так не пойдет».
— То есть из творческих соображений?
— Дело не только в этом. Есть понятие эксклюзивной лицензии. Она уже выдана, и люди со спектаклем ездят по стране. Мы утверждали дизайн, тексты и как владельцы бренда несем ответственность перед зрителями за этот спектакль по мотивам нашего мультсериала.
— Какова, по вашему мнению, роль принимающей стороны, то есть администраций тех учреждений культуры, которые предоставляют площадки для выступлений левым гастролерам?
— Вот это интересная вещь. По большому счету, они должны потребовать лицензионный договор. Почему-то когда какой-нибудь товар с нашим брендом идет за границу, таможня интересуется, а есть ли право продавать его. Но внутри страны... Директор ГДК, естественно, скажет: «Я-то при чем? Я только сцену предоставил». В цивилизованной стране, если вы увидите контрафактный DVD, то можете обратиться к любому полицейскому, они тут же этим займутся. И никому мало не покажется, включая того, кто сдал в аренду площадь. А у нас в Москве зайдешь в торговый павильон около метро — сплошной контрафакт.
— Что сегодня актуальнее — борьба с продажей пиратских дисков или, скажем так, с воровством идей?
— Да все актуально! И в том, и в другом случаях авторы несут убытки. От пиратства — просто огромные. Поскольку до сих пор доля лицензированной продукции на российском рынке составляет не более 15%. Был случай: фуру дисков с «Машей и Медведем» задержали между Питером и Москвой. Вскрыли, убедились — контрафакт. И в итоге почему-то отпустили. А что в Москву привезли, то обязательно продадут. По сей день этот бизнес крышуется.
— Суд в Калуге, уголовное дело в Великом Новгороде. Вас это обнадеживает?
— Это долго. От спектакля до суда — практически год. Но не сидеть же сложа руки в ожидании того, что наш рынок цивилизуется сам по себе. От контрафакта страдают не только авторские интересы. Анимация, если мы хотим делать качественный продукт, стоит дорого. Соответственно, дельцы, не уважающие авторское право, обкрадывают и зрителя. Не будь этого, мы развивали бы свои проекты с гораздо большими ресурсами.
Василий ДУБОВСКИЙ
Фото из архива «НВ»