На организации курсов дополнительного образования успешно зарабатывают и учебные заведения, и коммерческие фирмы
На рынке платных образовательных услуг наряду с компаниями, занимающимися исключительно проведением курсов, функционируют и такие, для которых это не является основным видом деятельности. В поисках дополнительного заработка они начинают с открытия курсов по одному или нескольким направлениям, наиболее близким к специализации компании.
Например, ООО «Максима» (кабельное ТВ и Интернет) в 2002 году открыло собственный образовательный центр «Максима-Развитие», который до сих пор учит всех желающих основам работы с ПК, компьютерной графики и web-дизайна.
Иногда к основным направлениям обучения добавляются другие, не пересекающиеся с основной сферой деятельности компании. Так, к примеру, произошло с ООО «Компьютерный центр «Мединфо». Компания, изначально занимавшаяся поставками вычислительной техники в медицинские учреждения и разработкой программного обеспечения для сферы здравоохранения, начала с обучения врачей и медсестер тонкостям работы с профессиональным оборудованием. Однако со временем появились и другие курсы, которые пользовались популярностью.
— За счет курсов мы расширили сферу своей деятельности, — говорит проректор по учебной работе Наталья КОЛЬЦОВА. — Сейчас дополнительное обучение — одно из основных наших направлений. Популярностью пользуются и обучение работе на компьютере, и занятия, направленные на освоение какой-либо производственной специальности.
Не отстают от коммерческих фирм и государственные учебные заведения. Так, на базе кафедры бухгалтерского учета и аудита и кафедры финансов НовГУ в ноябре 1999 года был создан учебно-методический центр. Первоначально он занимался подготовкой бухгалтеров, но потом расширил свою деятельность. Сейчас здесь можно пройти курсы по менеджменту, маркетингу, налогообложению, управлению персоналом и другим специализациям.
Прибыль, получаемая компаниями за счет организации подобных курсов, колеблется в зависимости от сезона. Стоимость обучения на разных специальностях составляет от 800 до 3500 рублей в месяц. Количество слушателей, одновременно занимающихся на разных курсах, варьируется от 30 до 100 человек в месяц. При этом не следует забывать, что на компании лежат расходы по техническому оснащению курсов, разработке методик обучения, зарплате преподавателей.
— В последнее время значительно выросли затраты на рекламу, — рассказывает руководитель учебно-методического центра НовГУ Елена НИКИФОРОВА. — Разнообразных курсов стало очень много, в таких условиях потребители выбирают те услуги, которые активно рекламируются. Чтобы укомплектовать группы до рентабельной численности, приходится тратить деньги на рекламную кампанию.
Ольга ЛИХАНОВА
Фото из архива «НВ»