Вторник, 16 декабря 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Из Арктики – с любовью

Потомки новгородцев, укрывшихся от преследований Ивана Грозного на краю света, мечтают посетить историческую родину Фольклорный коллектив села Русское Устье, что в Якутии, решил принять участие в празднествах, посвященных 1150-летию России, которые состоятся в следующем году.

altПотомки новгородцев, укрывшихся от преследований Ивана Грозного на краю света, мечтают посетить историческую родину

Фольклорный коллектив села Русское Устье, что в Якутии, решил принять участие в празднествах, посвященных 1150-летию России, которые состоятся в следующем году.

Дело вроде обычное. Однако любопытно: жители этого села считают себя потомками новгородцев, более 400 лет назад пришедших морским путем в устье Индигирки и сумевших выжить и укорениться на южном берегу Северного Ледовитого океана. Теперь в связи со знаменательной датой Русское Устье хочет припасть к русским истокам.  

Кто они? 
Русскоустьинцы — отдельная культурно-этнографическая группа русских — неплохо изучены. Например, в 1986 году в издательстве «Наука» вышла книга «Фольклор Русского Устья». Для историков и лингвистов маленькая этногруппа, насчитывающая около тысячи человек, представляет огромный интерес как островок культуры, сохранивший старинные сказания, песни, диалект XIV—XV веков, хоть и с примесью туземных наречий.

Настоящим первооткрывателем Русского Устья стал эсер Владимир Зензинов, сосланный в этот край в 1912 году. Спустя два года вышла его книга «Старинные люди у холодного океана». Позднее здесь же в составе исследовательской научной партии побывал Александр Биркенгоф. И, пораженный, написал книгу «Потомки землепроходцев». С тех пор и спорят исследователи, откуда же есть пошли русскоустьинцы. По Биркенгофу, их предки — казаки, пришедшие в 1638 году. Зензинов же придерживался легенды, которую веками лелеяли сами жители села, убежденные в своем происхождении от новгородцев, на рубеже 60—70-х годов XVI века пустившихся в тяжелый и полный опасностей путь туда, где грозный царь их не достанет.   

Церковь, баня и кабак
alt— Для историка важен материальный факт, — говорит член правления общественной организации «Русское Устье» Игорь ЧИКАЧЕВ. — Нет письменного источника — нет и доказательств. Но откуда же взяться этому источнику, если люди, оказавшись в экстремальных условиях, не смогли сохранить письменность? Вся информация передавалась изустно.

Впрочем, русскоустьинцы — сами себе исследователи и археологи. Несколько лет назад им случилось обрести, как они считают, бесценную находку — шахматную фигурку из моржового бивня. Игорь Чикачев был тому свидетелем: «Один из наших хотел земли взять на могилку отца. Сгреб, а там оказалась фигурка коня».

Фигурка сейчас хранится у Иннокентия Новгородова. Кому еще беречь такую реликвию, прямо указывающую на новгородское происхождение? В Русском Устье прекрасно знают, что в старину культурные новгородцы любили игру в шахматы.

Игорь Алексеевич по образованию — экономист, а по жизни — русскоустьинский патриот. Автор пьесы «Матерь дальняя». В ней он облек в художественную форму предания о происхождении поселения. Среди персонажей есть и его предок — боярин Чихачев по прозвищу Муха.

— Чихачевы стали Чикачевыми, поскольку якутским чиновникам было не выговорить букву «х», — смеется собеседник. — Обладателям многих других наших коренных фамилий — Киселевым, Суздаловым, Шелоховским, Голыжинским — повезло больше. Так вот, предание гласит, что основатели Русского Устья пристали к берегу на 14 кочах. В каждом таком судне помещалось до 30 человек. Люди они были не бедные, ведь снарядить «экспедицию», как вы понимаете, было не просто. Кочи разобрали, построив избушки, церковь, баню и кабак.

Русскоустьинец был последним, больше некому будет выйти из лесов или болот и живым образом напомнить, что представляла собой Русь в волшебном обрамлении тусклого далека.
Валентин Распутин

Не удивляйтесь, натуральный кабак! Для нас смешно. А для них, наверное, это нечто вроде клуба. Опять-таки предание гласит, что переселенцы привезли с собой много спиртного. И в первую зиму изрядно его употребили. Хотя не так-то у нас и холодно — минус 40—45 градусов. В континентальной Якутии зима морознее. Конечно, должно было пройти время, пока люди приспособились. Научились песца добывать, рыбачить. Место у нас очень рыбное! 

Под защитой Богородицы
71-й градус северной широты, среднегодовая температура — минус 15. Но главный феномен Русского Устья — это все-таки сохранение культурной идентичности. «На Лене, Яне, Колыме, да и Индигирке тоже (...) русские деревни за века оказались сильно объякученными, порой чуть ли не до полной потери собственного лица и языка», — пишет Валентин Распутин в очерке «На Индигирке, рядом с океаном». А Русское Устье, говоря его словами, стояло, как крепость, «ворота которой открывались, чтобы впускать, но не выпускать». Откуда такая стойкость?

— Предки наши от начала положили строго соблюдать обычаи и держаться православной веры, — продолжает Игорь Чикачев. — И когда брали в жены юкагирок, обязательно венчались.

По сей день русскоустьинцы — большие упрямцы. Несмотря на то, что у каждого в жилах течет кровь коренных восточносибирских народов, записываться в юкагиры, эвенки или якуты не желают. И льготы (например, детям легче было бы поступать в вузы) их не прельщают. Надеются, что их самих признают-таки малой народностью Севера.  

Как знак свыше восприняли в Русском Устье переданную им епископом Якутским и Ленским Зосимой копию иконы Знаменской Божией матери. Взамен святыни, которая провела их предков через океанские бури, но, увы, была утрачена в эпоху коллективизации. Надо ли говорить, что русскоустьинцам Знаменская Божия матерь особо дорога тем, что почитаема в Великом Новгороде? И все же...

Устье мелеет
altОт Якутска до райцентра Чокурдах — три с половиной часа лета. От Чокурдаха до самого Русского Устья авиасообщения с 90-х годов нет. Дорога по Индигирке или по тундре — 120 километров. Случись роженицу в больницу везти — вся надежда на моторную лодку или на «Буран».

Когда-то Зензинов произвел в Русском Устье фурор, продемонстрировав керосиновую лампу. Спустя столетие селение по-прежнему на очень большом удалении от благ цивилизации. О таком комфорте, как туалет с унитазом, жители могут только мечтать. Ладно бы только это. Веками жили — не тужили. С традиционными промыслами, которыми всегда кормилось Русское Устье, а это рыбная ловля и добыча пушнины, стало напряжно. Страна у нас одна, законы едины. Поэтому квота на промысел и возле Северного Ледовитого — квота.    

Вот и шутят невесело аборигены: мол, предки наши сбежали от государства, но оно все-таки догнало. И потихоньку пакуют чемоданы. В Русском Устье осталось около 130 постоянных жителей. Сородичи их и земляки — кто в Чокурдахе, кто в Якутске, а кто уже и в Центральной России обосновался.

Позови меня
Ко всем бедам примешивается еще и недопонимание национальной особенности русскоустьинцев со стороны местных властей. Уроков русскоустьинской культуры в школе не стало. Еще вопрос, поможет ли алмазная Якутия отправить делегацию в Великий Новгород. В 2009 году, когда праздновалось 1150-летие нашего города, такой поддержки не было оказано. Но Игорь Чикачев и его земляки верят, что вторая попытка окажется  успешной. И очень ждут, что «матерь дальняя» позовет их на праздник.

— Думаю, что так и будет, — говорит заведующий отделом по культурному наследию администрации Великого Новгорода Владимир ОРЛОВ. —  Оставим ученым споры о том, действительно ли Русское Устье основано новгородцами. Да и надо ли в данном случае мерить сугубо историческим аршином? Если так подходить, то кто из нас самих докажет, что его предки жили здесь до завоевания Новгорода Иваном Грозным? Главное — кем считают себя сами жители Русского Устья. И то, как они этим дорожат. Надеюсь, что в следующем году мы с ними встретимся, и их выступление станет изюминкой нашего праздника. 

Комментарий
Владимир КОНЕЦКИЙ, кандидат исторических наук:

— Преданий об особой роли новгородцев в Сибири много. И в тамошней лексике можно легко обнаружить связь с Новгородом. Например, шелонник на Байкале прямо связан с названием ветра на Ильмене. Правда, время активного освоения Восточной Сибири — это всё-таки не XVI век, а XVII. Конечно, жители Русского Севера, исторически тесно связанные с Великим Новгородом, в этом активно участвовали. При этом переселенцы, чтобы выжить, перенимали у аборигенов тип хозяйства, женились на местных женщинах. В результате появлялись своеобразные этногруппы, как бы законсервировавшие особенности культуры XVII века. Чем, собственно говоря, сегодня для нас они и ценны. Но как бы мы ни относились к легендам о полярных плаваниях наших земляков в древности, очень приятно, что так далеко от нас живут люди, считающие себя новгородцами по происхождению. И так бережно сохраняющие эту память.

Василий ДУБОВСКИЙ
Фото предоставил Игорь Чикачев

РЕКЛАМА

Еще статьи

«Мой окоп теперь здесь»

«Мой окоп теперь здесь»

Антон Сухиненко считает, что нам ещё предстоит выиграть сражение за умы

10.12.2025 | Общество

Ученье и развлеченье

Ученье и развлеченье

Чтобы удержать внимание ребёнка, экскурсовод должен сделать всё и ещё чуть-чуть

10.12.2025 | Общество

Искусство добра

Искусство добра

В День добровольца волонтёров региона отметили памятными знаками, благодарностями и грантовыми сертификатами

10.12.2025 | Общество

Когда картины как дети

Когда картины как дети

Художник Олег Филиппов подарит Музею-усадьбе Суворова в Кончанском свою работу, победившую во всероссийском конкурсе

10.12.2025 | Общество

Люди на болоте

Люди на болоте

Берестяная коллекция Новгородского музея-заповедника пополнилась книгой енисейских старообрядцев

10.12.2025 | Общество

Бонус с минусом

Бонус с минусом

Новая финансовая пирамида Lemon Mall прикрывается инвестициями в косметическую продукцию

10.12.2025 | Общество