Жителей двух домов в центре Великого Новгорода городские власти бросили на произвол судьбы
Небольшие двухэтажные строения с коммунальными квартирами на улице Духовской были построены еще в 1954 году.
Деревянные перекрытия, непрочные стены и коммуникации за десятки лет пришли в негодность, степень изношенности домов с каждым годом растет, но шансов у жильцов на переселение или хотя бы капитальный ремонт не прибавляется.
Жильцы дома № 24 на днях пригласили корреспондента «НВ» в гости и продемонстрировали свои незавидные владения. А мы в свою очередь попытались разобраться в причинах такого невнимания чиновников и найти пути решения проблемы. Сделать это оказалось непросто.
«Нам страшно жить»
В квартиру Елены Ивановой на втором этаже пришлось подниматься по деревянной скрипучей лестнице в обшарпанном подъезде. Вместе с семилетней дочкой Соней молодая женщина занимает комнату около 30 квадратных метров, которая досталась ей от бабушки. Жилье до сих пор не приватизировано и является муниципальным. Елена, как и подавляющее большинство ее соседей, боится оформлять в собственность проседающие потолки и стены, трещащие по швам. То, что это не преувеличение, я убедилась после небольшой экскурсии по дому, которую провели жильцы:
— Вы посмотрите, у нас весь потолок в сетке трещин! Когда недавно мастера ходили по чердаку, проводя кабельное телевидение, он на глазах проседал, а мы уходили из комнат — страшно было, что все на головы рухнет!
По данным областного комитета по жилищному хозяйству
и топливно-энергетическому комплексу, на 1 января 2010 года в Новгородской области было зарегистрировано 370 аварийных домов, часть
из которых уже расселена в 2011 году
— Лет пять назад в кухне лопнула насквозь стена, так ее заделали герметиком и штукатуркой, а дом стянули под крышей железной трубой. Комиссия пришла и сказала: «Все нормально, живите». А у нас все новые трещины в квартирах появляются.
— Семь лет назад нам провели природный газ, плиты поставили и пообещали колонки. Для этого дыры в стенах пробили. Но газовых колонок так до сих пор и нет, а значит, нет горячей воды. Вот тебе и центр города. Никому мы не нужны.
А еще в дождь жильцы ходят в туалет с зонтиками.
Я «полюбовалась» следами отверстий, трещинами на стенах и вдоль плинтусов в комнате Ольги Гоготовой. Она и другие жильцы уверены, что на состояние дома повлиял ремонт помещения на первом этаже под магазин тканей. Такая же история произошла несколько лет назад и с соседним, 22-м домом, где на первом этаже открылась стоматологическая поликлиника. По мнению моих собеседников, их соседи живут еще хуже.
Чтобы проверить их слова, я заглянула в подъезд и, увидев огромные, на всю лестничную площадку деревянные подпорки, поддерживающие потолок, дальше идти не захотела. Картину дополнила разрушающаяся стена под окнами первого этажа, на котором из-за этого вечные сырость, плесень и крысы.
Услышьте нас!
На вопрос, пытались ли сами жильцы достучаться до кабинетов чиновников, многие вывалили на стол общей кухни кипу бумаг из самых различных инстанций, куда они обращались. Нет смысла цитировать все ответы на просьбы людей обратить внимание на их дома и провести капремонт. Или хотя бы серьезно обследовать жилые строения. В качестве примера приведу лишь один, двухгодичной давности, из ОАО ГУК «Софийская». Именно туда переадресовали письмо жительницы дома № 24 Любови Ануфриевой в городскую службу заказчика. В кратком ответе говорится, что управляющая компания капремонт не проводила, так как квартира заявительницы — муниципальная.
Приложен к письму акт технического состояния дома от 20.12.2008 года. В нем четко сказано, что капитального ремонта в доме требуют фасад, водоотводящее устройство, окна, двери, подъезд, системы холодного водоснабжения, отопления и канализации. Однако, по словам жильцов, из всего перечисленного им удалось «выбить» лишь замену батарей.
Еще большая переписка скопилась у старожила дома Константина Калинина, который проживает здесь с 1970 года и безуспешно пытается добиться признания дома аварийным. Но, по его словам, не выполняются даже предписания жилищной инспекции по текущему ремонту, не говоря о ремонте капитальном. Константин рассказал еще одну интересную историю, связанную с их домом:
— Году в 1985-м я видел Генплан города, в котором на месте наших домов были обозначены новые строения. Поэтому какое-то время нас планировали под снос, и даже был запрет на прописку. А соседке Ирине Сергеевой, которая три года назад оформляла пенсию, и вовсе в Пенсионном фонде сказали: «А вы что, по этому адресу живете? Этих домов и нет вовсе!». Так что же на самом деле происходит с нашими домами?
Что делать?
Пытаясь ответить на эти вопросы, я потратила не один рабочий день. За это время мой рабочий стол оброс кипами бумаг со всевозможными именами, фамилиями и телефонами. Упомянутые дома на улице Духовской в настоящее время не находятся ни в списках аварийных домов, ни в списках на капитальный ремонт. Как я поняла из разговоров с чиновниками, в федеральную программу по капремонту эти строения вряд ли когда-либо войдут. А все потому, что большинство жилых помещений — муниципальные. Список аварийных домов в городе пополняется по мере поступления средств, отпущенных на расселение. Будут деньги — внесут в список, не будут — не внесут. И тогда жильцам останется лишь одно — ждать, когда дома окончательно развалятся.
Не удалось мне и узнать точную степень изношенности домов на сегодняшний день. Официальные цифры привели в БТИ Великого Новгорода, сообщив, что степень изношенности дома № 22, указанная в техническом паспорте, на август 1974 года уже составляла 37%. Дома № 24 — на сентябрь 1988 года — 36%. С тех пор экспертиза домов не проводилась, и назвать реальную степень их износа нельзя, хотя предположить можно. В комитете по архитектуре и строительству мэрии подтвердили, что действительно когда-то здесь планировалось строительство туристического центра, но сейчас на использование этой территории никаких конкретных планов нет.
Разговаривая с чиновниками, я просила их совета: что делать, какие шаги предпринимать жильцам? Советы, надо сказать, были самые разные: писать заявления в администрацию города, записываться на прием к конкретным лицам... Тем временем, пока готовился материал, я узнала, что жители дома № 24 попытались обратиться в мэрию, откуда их отправили… в многофункциональный центр. И теперь они готовят общее заявление на имя мэра Великого Новгорода, в жилищную инспекцию и судебные органы.
Комментарий
Заместитель главного инженера УК 12/1 Лидия АНТОНОВА:
— Я хорошо знаю эти дома. И они действительно неперспективны, так как старые и малоквартирные. Если раньше, чтобы определить степень их изношенности, мы могли обратиться в межведомственную комиссию, то сейчас эту дорогую экспертизу должны заказывать собственники. Так как в этом доме большая часть квартир — муниципальная, то собственник — городская администрация. Сейчас УК попытается включить эти дома в городскую программу по ремонту кровель, но капитального ремонта, на мой взгляд, жильцы могут добиться, лишь обратившись в суд.
Светлана ДУБОВИЦКАЯ
Фото автора