На страже интересов потребителей отныне будет стоять долгосрочная областная целевая программа. Она подразумевает повышение юридической грамотности населения и помощь гражданам в борьбе за свои права.
Необходимость в разработке комплекса мер, направленных на защиту прав покупателей, возникла давно. По данным Роспотребнадзора, на протяжении нескольких последних лет число обращений граждан, которых не устраивало качество приобретенных товаров, с каждым годом увеличивалось примерно на 10% и к настоящему моменту достигло порядка 700 жалоб в год. Сейчас больше всего нареканий вызывает оказание услуг ЖКХ, далее идет качество продуктов питания и бытовой техники. Кроме того, в последнее время граждане стали активнее выражать недовольство по поводу услуг, оказываемых банками и туристическими агентствами.
— Спектр сфер, где нарушаются права потребителей, с каждым годом становится шире, — говорит руководитель управления Роспотребнадзора по Новгородской области Анатолий РОСОЛОВСКИЙ. — К нам поступает все больше жалоб. Между тем мы — надзорный орган. Наши функции в первую очередь заключаются в том, чтобы пресечь оказание некачественных услуг или продажу бракованных товаров. Поэтому возникла необходимость в создании дополнительных структур, которые занимались бы оказанием помощи самим потребителям, чьи права были нарушены.
Для этого и разработана областная целевая программа «Защита прав потребителей в Новгородской области на 2011—2013 годы». На ее реализацию будет выделено в общей сложности более 2,6 млн. рублей из областного и федерального бюджетов. Ее главная цель — создать условия для эффективной защиты гражданами своих прав. В частности, программа предполагает создание при органах местного самоуправления специальных консультационных пунктов, где потребители, купившие некачественный товар, смогут получить информацию о том, куда следует обращаться для взыскания ущерба с продавца, какие документы для этого необходимы и как их оформить. При этом граждане, относящиеся к социально незащищенным категориям населения, при оплате экспертизы товаров смогут рассчитывать на субсидию. Программа также предусматривает организацию постоянно действующих «горячих» телефонных линий для граждан, проведение цикла обучающих семинаров для персонала юридических организаций, занимающихся защитой прав населения, сравнительное исследование различных видов товаров с публикацией результатов и многое другое.
Ольга ЛИХАНОВА