Воскресенье, 14 декабря 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Город, который построил он

{thumbimage 150px 1}Свой первый кирпич первоклассник Женя положил в 1945 году. Тогда ученики одной из школ города Острогожск Воронежской области у разрушенных кирпичных зданий собирали уцелевшие кирпичи и вставляли их в оконные рамы классов. Евгений АНДРЕЕВ отлично справился с этим заданием. Он е

{thumbimage 150px 1}Свой первый кирпич первоклассник Женя положил в 1945 году. Тогда ученики одной из школ города Острогожск Воронежской области у разрушенных кирпичных зданий собирали уцелевшие кирпичи и вставляли их в оконные рамы классов.
Евгений АНДРЕЕВ отлично справился с этим заданием. Он еще не знал, сколько всего ему предстоит построить.
- Я видел здания и сооружения в разрезе не на бумаге, а в реальной жизни. Из чего состоит дом, мне показала война: стены, перекрытия, арки, кровли - я все это изучил в разбитых бомбами домах в самых мельчайших подробностях, - рассказывает мой собеседник. - Когда я заканчивал восьмой класс и решал, куда поступать учиться дальше, мой дядюшка сказал: «Езжай в Воронеж учиться на строителя, сейчас все города разрушены - будешь их заново возводить».
Жизненный фундамент
Вот так нехитро начался путь Евгения Андреева, заслуженного строителя РФ, почетного гражданина Великого Новгорода:
- После техникума я поступил в Московский инженерно-строительный институт на гидрофак. Но вскоре понял, что промышленным строительством я заниматься не буду. Нам было рекомендовано прослушать цикл лекций Щусева, и мы бегали в политехнический институт, чтобы увидеть и услышать этого корифея. Это был очень уважаемый человек, сталинский архитектор, для молодежи он являлся просто кумиром.
Естественно, ни одной лекции мой собеседник не пропустил и, как оказалось, не зря.
- Когда пришло время распределения, то без лишних раздумий выбрал Новгород. Почему? Я знал о том, что Щусев проектировал его генплан и генплан Пскова, участвовал в корректировке генерального плана моего родного Воронежа. Так как я закончил вуз с красным дипломом, то смог выбрать для работы любую точку страны. С нами тогда беседовал работник министерства, который рассказал, что есть решение о первоочередном восстановлении 15 русских городов, среди которых одним из самых разрушенных называли Новгород. Я решил, что построю этот город заново, - вспоминает Евгений Владимирович.
Он никогда не забудет тот день, когда в семь утра сошел с поезда и оказался на вокзале в чистом поле. Разруха повергла в шок выпускника московского вуза, который пошел искать свой строительный трест. По пути он увидел непонятную красную стену, как потом оказалось - кремль, деревянные домики, покосившиеся полуразрушенные здания...
Это был 1955-й, Андрееву было всего 23 года.
Обзорная экскурсия
В марте 2012 года Евгению Владимировичу исполнится 80 лет. Все это время он превращал свою мечту в реальность: строил город. С первого дня трудовой деятельности и по настоящее время Андреев занимал руководящие посты в администрации и строительных организациях. А чтобы показать то, чем он занимался, мы проведем своеобразную обзорную экскурсию по некоторым объектам, которые появились благодаря стараниям этого человека.
С чего начнем? С вашей квартиры.
- Я приехал в Новгород после столицы. Здесь уровень коммунального обслуживания был ошеломляюще низок. Вода выше второго этажа не поднималась и не каждый раз текла на первый. Я не говорю уже о центральном отоплении и электрике. Кроме того, на тот момент город жил с канализацией XIV века. О газе только мечтали. Поэтому, придя в горисполком, я революционно подошел к решению этих вопросов, - отмечает строитель. - Раскапывал недавно заасфальтированные улицы, чтобы проложить трубы, выкапывал с корнем деревья, а затем все возвращал на место и ремонтировал дороги.
Как только не критиковали Андреева, но в итоге в 1963 году котельных стало намного меньше, топить их стали газом, в 1964-м провели газ на промышленные предприятия, а вскоре и в жилых домах появились газовые плиты и колонки. Постепенно строились водопроводные сети, проектировались очистные сооружения в Кречевицах и Юрьеве. Всю эту коммунальную культуру предусматривал генеральный план, корректировкой которого занимался Андреев.
Теперь давайте пройдемся по набережной. Сегодня город сложно представить без неё. А когда-то здесь не было ничего, и Волхов, выходивший весной из берегов, заливал Торговую сторону так, что вода доходила до улицы Тимура Фрунзе.
- С этим нужно было что-то делать. Так постоянно продолжаться не может, - говорил я на различных собраниях. «Посмотрите на Голландию, она на пять метров ниже уровня моря, и никого там не затопляет». Мне бросили вызов: мол, раз ты такой умный, возьми и построй набережную, - вспоминает Евгений Владимирович.
И он построил. Нарастил на метр набережную у церкви Бориса и Глеба, сделал искусственные насыпи, установил насосы, которые откачивали воду. Делалось все это в марте 1966 года, дни и ночи напролет, в ожидании большего наводнения в мае. Ничего подобного ранее в городе не проводилось. Строитель Андреев и от наводнения город уберег, и набережную сделал. Позже ее заасфальтировали и посадили там деревья.
Теперь остановимся на минутку у Вечного огня. 9 мая 1965 года он должен был впервые зажечься в Новгороде. Руководителем проекта назначили Андреева. Думается, что не случайно судьба сталкивала его с такими задачами. Ведь этот мемориал был для него больше, чем просто памятник.
- Дали задание мне в феврале, а сделать я должен был его к 9 Мая. Сроки, конечно, просто невозможно маленькие. Тем не менее объект оказался технически несложным, - вспоминает он. - Трудоемкими были лишь две вещи. Первое: требовалось к чаше, где будет гореть пламя, подвести газ, то есть надо было копать в кремле, что само по себе нонсенс. И второе: найти гранит, чтобы выложить мемориал. За две недели не без конфликтов с музеем-заповедником подвели газ. А за гранитными плитами пришлось ехать самому на Украину, на Богуславское месторождение, - вспоминает Евгений Владимирович.
Сумел он договориться с нужными людьми, и гранитный камень стал приходить в Новгород. Но к сроку успела прийти только чаша, а сорвать открытие мемориала было нельзя. По распоряжению Евгения Андреева на домостроительном комбинате сделали железобетонные плиты и временно положили их вокруг чаши. В День Победы огонь был торжественно зажжен, а гранитные плиты, что лежат сейчас, привезли уже после этого события.
Весомую лепту Евгений Владимирович внес и в еще один мемориал войны. Он участвовал в создании и установке памятников бойцам 2-й Ударной армии в Мясном Бору.
Кому кирпич?
Подойдем к театру Драмы. Это, пожалуй, единственный объект, спор вокруг которого мой собеседник проиграл:
- Когда Щусев разработал генплан, то на месте сегодняшнего театра предполагалось построить рынок. И там уже стояли кирпичные стены будущего центра торговли. Но денег, чтобы закончить его, не нашлось, и проект заморозили. Когда меня назначили заместителем председателя горисполкома, то первое, что мне поручили, - разобрать этот недострой. Да притом за неделю. А денег, чтобы нанять бригаду работников, не было. Тогда я, недолго думая, пошел в «Новгородскую правду» и дал такое объявление, что жители города, кому нужен бесплатно кирпич, могут его взять с недостроенного рынка. Объявление вышло в четверг, а к понедельнику на этом месте не было ни единого кирпичика. Когда я отчитался перед руководством о том, что задание выполнено, мне даже не поверили и поехали лично смотреть. Потом стали обсуждать, что сделать на этом месте. Предлагали построить гостиницу, а у меня была мечта возвести тут Ледовый дворец. Однако оппонентов убедить не удалось. В итоге стали строить театр. Хотя до сих пор считаю, что это здание было бы уместнее в Западном жилом районе, а не здесь.
Вообще, в те годы строительство велось ударными темпами. Однако, общаясь с историками, реставраторами, мой собеседник пришел к выводу, что необходим документ, где бы регламентировались земляные работы в черте старого города. Вышло решение № 305 «О мерах по охране культурного слоя в Новгороде». Оно запретило всякие земляные работы в черте земляного вала без согласования с органами охраны памятников. Утвердило, что археологические раскопки должны предшествовать возведению зданий и сооружений. И тогда же впервые поднялся вопрос о создании при Новгородском педагогическом институте студенческого отряда для участия в археологических раскопках. Позже, на сессии ЮНЕСКО, Андреев рассказал, как в древнем городе охраняют и берегут культурный слой. Всем присутствовавшим на сессии городам было рекомендовано новгородский опыт перенять.
В послужном «списке» Андреева десятки объектов. Он возвел в городе и области порядка 17 школ, от и до построил Панковку, руководил такими стройками, как Пестовская и Валдайская ЦРБ, возводил городские больницы. В его бытность создали стадион «Электрон», гребной канал, началось строительство универмага, дома быта «Волхова», сдан Дворец культуры профсоюзов... Перечислять такие объекты можно очень долго, и все они могут стать материалом уже для будущих экскурсий.
Елена ТЮШИНА
Владимир МАЛЫГИН (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

«Мой окоп теперь здесь»

«Мой окоп теперь здесь»

Антон Сухиненко считает, что нам ещё предстоит выиграть сражение за умы

10.12.2025 | Общество

Ученье и развлеченье

Ученье и развлеченье

Чтобы удержать внимание ребёнка, экскурсовод должен сделать всё и ещё чуть-чуть

10.12.2025 | Общество

Искусство добра

Искусство добра

В День добровольца волонтёров региона отметили памятными знаками, благодарностями и грантовыми сертификатами

10.12.2025 | Общество

Когда картины как дети

Когда картины как дети

Художник Олег Филиппов подарит Музею-усадьбе Суворова в Кончанском свою работу, победившую во всероссийском конкурсе

10.12.2025 | Общество

Люди на болоте

Люди на болоте

Берестяная коллекция Новгородского музея-заповедника пополнилась книгой енисейских старообрядцев

10.12.2025 | Общество

Бонус с минусом

Бонус с минусом

Новая финансовая пирамида Lemon Mall прикрывается инвестициями в косметическую продукцию

10.12.2025 | Общество