Воскресенье, 20 июля 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Нарисовался, не сотрёшь

{thumbimage 150px 1}Богатырь Александр Невский держит маленького кудрявого Карла Маркса на руках. На заднем плане - железнодорожный вокзал Великого Новгорода. Так художник Федор КОМОЛЬЦЕВ откликнулся в середине 90-х на замену памятника одному герою другим. Правда, удаляя автора «Капитала» в бронзе с клумбы, имя его проспекту оставили. Ныне тема пятнадцатилетней давности опять достойна юмористического изображения, на этот раз в связи с состоявшимся переименованием. Художник и на этот раз не прошел мимо.

{thumbimage 150px 1}Богатырь Александр Невский держит маленького кудрявого Карла Маркса на руках. На заднем плане - железнодорожный вокзал Великого Новгорода. Так художник Федор КОМОЛЬЦЕВ откликнулся в середине 90-х на замену памятника одному герою другим. Правда, удаляя автора «Капитала» в бронзе с клумбы, имя его проспекту оставили. Ныне тема пятнадцатилетней давности опять достойна юмористического изображения, на этот раз в связи с состоявшимся переименованием. Художник и на этот раз не прошел мимо.

- Федор, ваши карикатуры очень запоминаются: легкое перо, остроумные сюжеты. Наверное, скопилась не одна сотня рисунков, которые можно было бы выставить?

- Я действительно не часто устраиваю вернисажи. Точнее, было это всего один раз, когда в кремле работал магазин-выставка «Арт-слобода», а ее владелец, Сергей Пухачев, ныне известный галерист, еще робко приобщал самодеятельных и профессиональных художников к грядущей славе. Выставка карикатур называлась «Первоапрельские тезисы»... Но в ближайшем времени надеюсь показать свои работы, правда, живописные, на выставке в Десятинном монастыре. У меня много и прикладных работ. Например, панно живописные делаю. Если кому интересно, на доме номер 33 по улице Зелинского в Великом Новгороде, там витязь такой в кольчуге...

- Ваша первая работа в области карикатуры?

- Был у меня в детстве красно-синий «командирский» карандаш, так вот, всю печку свежепобеленную изрисовал и другие свободные, как мне казалось, пространства. Как-то дома это поощрялось. Помню, книги были на чердаке, я их «иллюстрировал», журнал «Нива» дореволюционный, с красивыми картинками. Там еще каменные истуканы с острова Пасхи были изображены. Так я им ручки-ножки приделал. И самое интересное, знаете, когда их на самом деле раскопали, там ведь эти конечности обнаружились...

- И где этот талант потом пригодился?

- Сначала - в школьной стенгазете, потом - в Ленинградском педагогическом институте имени Герцена.

- Федор, вы уже больше 30 лет работаете художником на «Акроне», наверное, основная работа не предполагает «веселые картинки»?

- В жизни всегда есть место юмору. У нас действительно серьезное производство, которое я очень люблю... Но на табличке на дверях ответственного за пожарную безопасность я написал «Гера Стратов», и все улыбаются. У меня вообще на одну тему обычно рождается много юмористических рисунков. Вот про того же Герострата: стоит пожарный со шлангом наготове, а мимо него бежит мужик с факелом. У пожарного в голове две мысли: «Герострат? Прометей?». То есть тушить или не тушить?

- Ваши работы одно время часто можно было встретить в новгородских газетах, в том числе и в «Новгородских ведомостях». Почему сейчас их почти нет?

- У меня до 90-х годов не было знакомств с редакторами, для себя и друзей рисовал карикатуры всегда. Но вот известный новгородский журналист Сергей Брутман, увидев мои работы, тогда сказал мне: «Не бросай это дело, у тебя хорошо получается». Конечно, похвала окрыляет. Так и пошло. Время было бурное, веселое, много было политических тем. А потом постепенно сошло на нет. Сейчас СМИ, я говорю о тех, кто печатает большое количество картинок, все больше предпочитают этакую «желтую» карикатуру, где и по мысли, и по исполнению все больше уходят в пошлость.

- А что для вас идеальная карикатура?

- Ну, думаю, не только для меня, это для всего мира примеры - работы
Херлуфа Бидструпа, Жана Эффеля, Николая Ремизова (Ре-ми), Виктора Денисова (Дени), Кукрыниксов. Да даже у художников, которые работали в «Крокодиле» и «Перце», интеллигентное, высокое чувство юмора было несмотря на цензуру и прочие ограничения.

- Как вы считаете, у разных поколений разное чувство юмора?

- Возможно, что так... Очень глобально вопрос поставлен. Помните, «старик, по-старому шутивший отменно тонко и умно, что ныне несколько смешно...»». Вообще-то, кто к чему больше тяготеет, что входит в сферу интересов человека, то и вызывает у него улыбку. Вот вы, смею предполагать, знаете литературу. Есть у меня такая картинка - Антон Павлович Чехов стоит, опершись на машину. На ней надпись - «Чайка». Карикатура так и называется «Чеховская «Чайка». А мысль была о том, что многие литераторы занимаются не столько высоким искусством, сколько погоней за деньгами.

- «Чеховская «Чайка» - это же чистой воды каламбур. Мне еще запомнилась ваша тройка балерин с именами Одетта, Раздетта и Одиллия. Вы сможете описать, как рождаются подобные вещи?

- Не уверен, что смогу. Щелчок какой-то в голове происходит. У меня нет желания кого-нибудь обидеть и карикатурно изобразить человека. Речь идет об изображении явления, скорее. Поэтому персонажи выходят, конечно, гипертрофированными. У меня есть карикатура, где я нарисовал Сальвадора Дали. Помните, у него есть известная картина с растекшимся временем. Я просто посмотрел на это не прямо, а под углом. И получилось, что он эти часы превратил в блины с помощью выбивалки для ковров.

{thumbimage 150px 1}- В каком-то смысле карикатуристу нужно быть журналистом, чтобы отвечать на современные события...

- Наверное, да. Когда рисовал Александра Невского с Карлом Марксом, тогда еще свежи были в памяти события со сносом бюста в 1992 году. Но история иногда делает гримасы, и в прошлом, 2010 году мы снова вернулись к этим персонажам. Сегодня актуальна тема переименования милиции в полицию...

- Есть работы на эту тему?

- Пока нет. Но я могу по любой заданной теме сделать карикатуру. Вот сегодня собирался к вам на интервью и нарисовал картинку для ваших читателей: Винни-Пух и Пятачок, как и я, собрались зайти в гости.

- Чтобы понять смысл некоторых ваших работ, зрителю нужно быть хорошо подготовленным в плане искусства и литературы. Сейчас многие творцы сетуют, что люди недостаточно образованы, чтобы понимать их произведения.

- А я верю, что таких большинство. Может, кто и спросит, глядя на мои карикатуры: а что вы хотели этим сказать? А ничего. Смешно, и всё тут.

Юлия ГЕНЕРОЗОВА
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

Хватит дубинкой махать! Пора народ развлекать!

Хватит дубинкой махать! Пора народ развлекать!

Рушанка Светлана Петрова подготовила новое кукольное представление про женитьбу старорусского Петрушки

16.07.2025 | Общество

Ещё раз про любовь

Ещё раз про любовь

«Поозерские вечёрки», посвящённые Дню семьи, любви и верности, прошли в Ракомском сельском поселении Новгородского муниципального округа

16.07.2025 | Общество

Период охлаждения поможет противостоять мошенникам при выдаче потребительских кредитов

Период охлаждения поможет противостоять мошенникам при выдаче потребительских кредитов

Осенью вводится «период охлаждения» для кредитов. Исключение — ипотека, автокредиты и займы до 50 тыс. рублей. Новые правила защитят заёмщиков от мошенников

16.07.2025 | Общество

Как защититься от инфекций, передаваемых половым путём?

Как защититься от инфекций, передаваемых половым путём?

Эксперты напоминают: своевременная диагностика, ответственное поведение и регулярные осмотры у врачей помогут избежать серьёзных осложнений

16.07.2025 | Общество

Самое главное богатство

Самое главное богатство

В Великом Новгороде поздравили уникальные семьи

09.07.2025 | Общество

Когда ты увлечён

Когда ты увлечён

Красные дипломы в этом году получили 42 выпускника Новгородского колледжа искусств. В числе отличников и молодой педагог Боровичской школы искусств Света Мамедова

09.07.2025 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 16.07.2025 года

РЕКЛАМА