Как известно, правительство решило внести ряд кардинальных изменений в документы, регламентирующие этот процесс. Именно поэтому с февраля в Новгородской области действует региональный центр по разработке норм и нормативов в ЖКХ. Корреспондент «НВ» встретился с руководителем этого учреждения Галиной ЗЕНЬКОВИЧ, чтобы прояснить наше ближайшее коммунальное будущее.
- Существующие нормативы по разным городским и сельским поселениям имеют значительный разброс, особенно по потреблению холодной и горячей воды. Говорили даже, что кое-где местные власти их завышали специально, чтобы стимулировать население ставить счетчики и экономить. Как будет в дальнейшем?
- Мне сложно сейчас говорить, уменьшатся или увеличатся нормативы. Наша задача - привести их в соответствие с действующим законодательством и изменениями, которые будут внесены в «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», утвержденные правительством в 2006 году. Пока в силу того, что мы созданы недавно, нам удалось отследить нормативы и собрать информационную базу.
Например: мы взяли наиболее распространенный тип многоквартирных домов в Новгородской области - пятиэтажные панельные дома с ванной, кухней, центральным отоплением и одинаковой степенью благоустройства. По логике они должны иметь и одинаковое цифровое значение норматива по водоснабжению. Однако, как выяснилось, норматив по коммунальной услуге на горячую воду в таких домах в Великом Новгороде составляет 4,3, в Старой Руссе - 3,2, в Пестове - 4, в Хвойной - 2,9 кубометра на человека в месяц. Согласно нашим расчетам, данный норматив должен быть единым на эту группу домов и составлять 3,3 кубометра на одного человека в месяц. Это еще раз подтверждает тот факт, что в ЖКХ нужна прозрачность при определении нормативов.
- Так, значит, будет 3,3?
- Не совсем так. Новое требование правительства - исключить из общих объемов нормативов по воде, теплу и так далее технологические потери, а также то, что идет на содержание общего имущества многоквартирного дома.
Уборщица моет подъезд и расходует воду, поливают цветочные клумбы на придомовых территориях - кто-то должен платить за потребление воды. Этот расход в настоящее время включен в общий норматив водоснабжения. В начале будущего года мы получим единые новые квитанции по оплате услуг ЖКХ, где будет отдельной строкой выделено, сколько по нормативу составляет внутриквартирное потребление и какова наша часть в оплате общедомового расхода.
- Это в том случае, если нет счетчиков?
- Совершенно верно. Мы находимся сейчас в переходном периоде, когда потребитель коммунальных услуг может ещё выбирать - платить по установленному нормативу или поставить приборы учета и оплачивать строго то, что потребили.
- А как же федеральный закон об энергосбережении? Он предписывает всем поставить счетчики. Следовательно, нормативы будут и не нужны?
- Не будем идеализировать ситуацию. В силу разных причин не все граждане и не все управляющие компании, ТСЖ могут установить приборы учета. Пока что данный процесс протекает вяло.
- И как вы намерены выделять из общих нормативов общедомовые расходы?
- Что касается общедомовых расходов, то нам надо немного подождать. Методика расчетов должна появиться с внесением изменений в постановление правительства. Для расчета нормативов потребления коммунальных услуг существует три метода: аналоговый, экспертный и расчетный. Самый достоверный - аналоговый. В этом случае норматив рассчитывается по показаниям общедомовых приборов при обязательном выполнении условия качественного предоставления коммунальных услуг. Проблема в отсутствии утвержденной классификации жилых домов по области, что затрудняет применение аналогового метода, особенно при расчете норматива на отопление.
- Можно предполагать, что число нормативов в результате ваших расчетов увеличится - сколько их будет всего?
- Уже сейчас в сфере ЖКХ по области существует несколько тысяч нормативов. Наша задача - сократить их количество в несколько раз. Это можно сделать путем оптимизации, когда нормативы будут привязаны к определенной группе домов. В то же время необходимо не упустить при такой классификации ни один многоквартирный и жилой дом на территории области, полностью учесть степень благоустройства жилого фонда, провести дифференциацию.
- Как же это удастся, если жилое строительство развивается? Потихоньку собственники начинают бежать от городских тарифов в сельскую местность, где можно построить свой дом.
- Для владельцев коттеджей, частных жилых домов, замечу, нормативы также разрабатываются. Законодательная база ЖКХ будет регламентировать и их тоже. Они же должны оплачивать коммунальные услуги, следовательно, должны быть нормативы. Жилищно-коммунальная реформа ведет нас к тому, что мы должны сами соизмерять, в каком объеме мы потребляем предоставленные коммунальные услуги и сколько платим за них.