Сильно тормозит модернизацию неинформированность населения. Сейчас это хорошо видно на примере обсуждения законопроекта об образовании и нового государственного стандарта для старших классов. Если неспециалисту предложить к вниманию официальный документ, изобилующий массой непонятных терминов, но при этом заявить, что данный проект в будущем кардинально изменит жизнь, гражданин, естественно, начнет искать в тексте про перемены, и не факт, что все поймет правильно. Избежать этого можно. В случае с учебной отраслью Министерству образования и науки РФ нужно работать на опережение - информировать граждан заранее о новизне и целесообразности перемен. Как это сделать? В каждом субъекте РФ действуют институты развития образования, обязанные, в том числе, доводить до педагогических и родительских коллективов суть грядущих перемен. Но, к сожалению, министерство не использует нас в информационной цепочке.
Больной для многих субъектов страны вопрос оптимизации сети образовательных учреждений. Да, данный процесс влечет реорганизацию школ, детских домов, но это неизбежно. Причем права детей не ущемляются. Что касается ситуации с детскими домами в нашей области, то, по моему мнению, можно оставить одно такое учреждение для оказания экстренной помощи ребятишкам, утратившим родительское попечение. Однако неправильно, если уменьшение количества интернатов примет форму волевых решений.
Нужно поддерживать и развивать семейные формы воспитания детей-сирот. Если приёмные родители разберут ребят, то детский дом не нужно закрывать: необходимость в нем отпадёт сама собой. А чтобы активнее шли такие процессы, надо встречаться с потенциальными родителями, объяснять преимущества, ведь на каждого ребенка в приёмной семье предусмотрены средства не только на содержание, но и на оплату труда родителей. При этом власти должны прислушиваться к проблемам приемных семей. Только в таком случае семейная форма воспитания детей-сирот будет развиваться и полностью заменит содержание несовершеннолетних в детских домах.
ректор Новгородского института
развития образования