Оцифрованные мощи помогли реконструировать внешность святого, который стоял у истоков традиции дарить подарки на Рождество
Дед Мороз — главный новогодний волшебник, он отвечает за курьерскую доставку подарков и исполнение желаний. Многие знают, что у сказочного персонажа был реальный прототип. Это Николай Чудотворец, раннехристианский святой, который жил в III–IV веках в провинции Ликия, тогда это была часть Римской империи, сегодня — территория Турции.
Легенда о Санта-Клаусе
Именно его добрый поступок положил начало традиции дарить друг другу подарки на Рождество. Легенда гласит, что Николай спас трёх девушек из обедневшей семьи от ужасной участи Сони Мармеладовой. Их разорившийся отец решил заставить дочек торговать своим телом. Узнав об этом, святой Николай подбросил в дом бедняжек мешочек с золотом. Этих денег хватило на приданое, и девушки смогли выйти замуж.
Санта-Клаус, или в русской традиции Дед Мороз, обрёл в массовом сознании узнаваемый облик: это высокий крепкий старик с окладистой седой бородой. Но как выглядел сам святой Николай?
В иконописи сложился узнаваемый тип внешности святого. Это сухощавый мужчина с тонкими чертами лица, широким лбом мудреца и фирменной залысиной. Но вряд ли иконописцы были лично с ним знакомы. А между тем у нас есть реальная возможность узнать, как выглядел предтеча Деда Мороза. Дело в том, что мощи святого Николая — одна из самых изученных церковных реликвий. Этому способствовала удивительная цепь обстоятельств.
Битва за мощи
Николай Мирликийский умер в 345 году в городе Мира. В начале второго тысячелетия на Ближний Восток вторглись турки-сельджуки, и возникла угроза уничтожения христианских реликвий.
Под предлогом спасения святых мощей свои претензии на прах Николая Чудотворца заявили власти Венеции. Перенос мощей в Венецию укрепил бы политический статус морской республики и повысил её значимость как религиозного центра. Узнав о коварных планах венецианцев, их конкуренты из итальянского Бари снарядили морскую экспедицию в Миру. В результате ограбления (монахи сопротивлялись святотатству) большую часть скелетных останков вывезли в Италию. Они по сей день хранятся в базилике святого Николая в Бари.
Однако во время налета барийцы вытащили из саркофага не все останки. Это дало повод спустя несколько лет уже венецианцам высадить десант в Мире и «приватизировать» оставшиеся кости. Эти мощи были помещены в храме монастыря Сан-Николо на Лидо.
Сломанный нос и рацион вегетарианца
Саркофаг в Бари вскрывали дважды — в 1953 и 1957 годах. Профессор Луиджи Мартино изучил кости, сделал множество измерений и рентгеновских снимков черепа. Он пришел к выводу, что кости представляют собой неполный скелет мужчины старше 70 лет. Он был худощавого или среднего телосложения, его рост составлял 167 сантиметров.
В 1992 году ученые получили доступ к «венецианским» останкам и пришли к выводу, что кости из Лидо соответствуют недостающим частям скелета в Бари.
Медики определили, что Николай при жизни страдал от тяжелого артрита позвоночника и тазовых костей. Кроме того, наблюдалось утолщение костей черепа, это могло вызывать сильные головные боли. Носовые кости были сломаны в результате сильного удара, затем срослись ассиметрично, и нос был сильно искривлен. Основу рациона святого составляла вегетарианская пища. Ученые предполагают, что перелом и проблемы со здоровьем — это последствия гонений на христиан во времена императора Диоклетиана. Николай Чудотворец в те годы попал в тюрьму и подвергался пыткам и избиениям.
Как «менялась» внешность святого
Больше кости святого никто не тревожил, но на основе измерений и рентгеновских снимков в разные годы ученые создали несколько реконструкций внешности Николая Чудотворца.
1. Первым облик святого Николая ещё в 50-е годы прошлого века нарисовал профессор Луиджи Мартино. Но он руководствовался скорее интуицией, метод реконструкции Герасимова был тогда уже известен, но в данном случае не применялся. В результате получилось похоже на канонический иконописный образ.
2. В 2004 году антрополог Кэролайн Уилкинсон из университета Манчестера, используя компьютерные технологии и методы криминалистики, выполнила первую реконструкцию лица Николая Чудотворца.
— У нас не было физического черепа, поэтому нам пришлось воссоздать его из двумерных данных (рентгеновских снимков. — Прим. ред.). Мы наверняка потеряли в уровне детализации, — говорила Кэролайн Уилкинсон. — Но на тот момент достигли максимального приближения, на которое могли рассчитывать.
3. В 2014 году Кэролайн Уилкинсон предприняла ещё одну попытку реконструкции, уже на новом технологическом уровне. За 10 лет технологии компьютерного моделирования шагнули далеко вперед, были использованы самые современные анатомические стандарты и новые данные о распределении мягких тканей. В результате было создано изображение, которое довольно сильно отличалось от образца 2004 года.
4. В декабре этого года свой вариант реконструкции представил Сисеро Мораес, бразильский 3D-дизайнер, специалист по судебно-медицинской реконструкции лица. Сначала, с использованием данных 1950-х годов, была создана 3D-модель черепа святого. Затем мягкие ткани генерировались с помощью метода анатомической деформации. Для этого берётся 3D-модель черепа живого человека — его называют донором. А затем эта модель корректируется таким образом, чтобы череп донора принял точную форму черепа святого Николая. В результате лицо донора приобретает черты древнего христианского подвижника (см. фото 4).
Этот метод дал неожиданный результат. Аватар оказался похож не на свой иконописный прототип, а на классического Санта-Клауса с открытки — широкое лицо, нос картошкой (см. фото вверху). Мораес объяснил: это не попытка подогнать решение под нужный ответ, а результат того, что размеры черепа Николая по горизонтальной оси оказались больше средних. Поэтому и получилось такое лицо лопатой — доброе и сильное.
В общем, ученые представили несколько вариантов внешности человека, который стоял у истоков легенды про Деда Мороза. И каждый может выбрать для себя такого Санту, в которого он больше верит.
Ярослав КОРОБАТОВ,
«Комсомольская правда»
Теги: Новгородские ведомости, Комсомольская правда, совместный проект