Четверг, 27 марта 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

ВСУ тащили из квартир Суджи всё — от золота до женского белья

Продуктовые магазины стали центром мародёрства боевиков из ВСУ. Такого варварства в несчастной Судже никто даже представить не мог.

Продуктовые магазины стали центром мародёрства боевиков из ВСУ. Такого варварства в несчастной Судже никто даже представить не мог.

Фото: «КП»

Первый репортаж военкора «Комсомольской правды» из только что освобождённого города в Курской области

Маршрутом Поддубного 

На встречу с сопровождающими спецназовцами мы опаздываем на 40 минут — на Курск и область опустился настоящий туман-молоко. И пока ползем со скоростью 30 километров в час, тихо радуемся этому факту. В такую погоду ни артиллерия, ни малая авиация не работают, а значит, есть шанс без приключений добраться до Суджи. Со мной в машине — военкор ВГТРК Евгений Поддубный и его оператор Александр Пушин. Оба вернулись к работе после долгого перерыва. Саня был ранен в мае, когда мы подорвались на багги по дороге из Волчанска. Женю 7 августа прошлого года дрон атаковал как раз на этой дороге в Суджу — восстановление заняло многие месяцы. 

В условленной точке пересаживаемся на бронированную боевую машину с антидроновым «мангалом» по периметру и антеннами РЭБ на крыше. На подъезде к Судже вглядываемся в окна — где-то здесь, в посадке, должна стоять сгоревшая машина Поддубного. Но за окном — только белая пелена. 

Мародёрский каток

Стела на въезде в пригород Суджи — поселок Мирный, здесь мы расстаемся с машиной и идем дальше пешком, постепенно заходя в Станционный район города. На перекрестке стоит выгоревший изнутри натовский бронетранспортер М113. Вокруг него разбросаны мины-«лепестки». Несколько бойцов из смежного подразделения расстреливают их из автомата — взрывы расплевывают вокруг белый дым. Небо постепенно растягивает и атмосферу дополняет сигнал дрон-детектора. Наши беспилотчики начали работу. 

Уцелевшие дома буквально вывернуты наизнанку. Чувствуется, здесь прошел мощный мародерский каток. Все квартиры вскрыты, все хаты — словно после обыска с пристрастием. 

— Через две недели они на Украину угнали весь транспорт — детские, школьные автобусы, автопарки предприятий, — рассказывает местный житель Виктор Белобров. — Вывезли всё. С баз — металл, дерево, бензин выкачали… Свою машину еле отбил. Ночью пытались забрать. Я сказал, что пойду в комендатуру. Вэсэушник поорал, угрожал, что расстреляет, но больше не приходил. Соседние дворы мародёрили, к нам не совались. Страшно было — все двери выломанные. Сначала золотишко выносили, потом компьютеры, технику. Потом личные вещи, вплоть до трусов. Соседка ругалась, что женскую одежду даже выносили. На нацика одного нарвался: «Жаль, что вас, русских, бить не разрешают, мы бы вас тут всех перерезали!»

Варвары XXI века

Виктор живет напротив магазина алкоголя. Рассказывает, что каждый вечер к нему тянулись караваны машин с оккупантами. 

— Они тут всё время пиво пили. С автоматами. А у меня три девочки, жена, нас трое мужиков. 

Семью Виктор уже отправил на Большую землю. Сам пока остался, но тоже собирается эвакуироваться.

Идем дальше в сторону центра. Отмечаю странную страсть украинских «захисников» к «наскальной живописи». Причем, как правило, в качестве «полотна» они выбирали российские сетевые магазины. Помните ту «Пятерочку», которая стала объектом паломничества для украинцев? Так на самом деле она не одна. Каждый гастроном города подвергся такому нашествию, после которого на полках не осталось сигарет, алкоголя и продуктов, зато на стенах остались надписи в меру образованности и воспитания варваров XXI века.

И это не очень высокий уровень. 

Не оставляют после себя камня на камне

— Поначалу они бежали, — говорит об «оппонентах» командир группы российского спецназа. — Но сейчас немного очухались и пытаются закрепляться. По перехватам, даже пробовали зайти диверсионными группами обратно в Суджу, но не смогли. Начальство то приказывает им отходить, то, наоборот, гонит вперед. В общем, не сказать, что сейчас идет повальное бегство. Огрызаются. В западной части на окраинах еще остались очаговые точки сопротивления. Но это просто они без связи и не понимают, что происходит вокруг. А город полностью под нашим контролем. Бои уже идут дальше, в Гончаровке. Но противник теперь бьет танками и артиллерией по Судже. 

Словно в доказательство его слов слышны продолжительные выходы из реактивных систем залпового огня. Спустя несколько секунд западную часть города в нескольких кварталах от нас целым пакетом накрывает «Град» — от разрывов трясется земля под ногами.

Чтобы попасть в центр города, надо пройти через разрушенный мост. Пока временное решение — это набросанные через поток воды камни и доски. Но скоро подтянутся инженеры и наведут понтоны. 

В одном из подвалов в центре города бойцы спецназа обнаруживают командный пункт подразделения ВСУ. Устроились с комфортом. Рабочие места, спальные комнаты с толстыми матрасами, вынесенными из квартир. Холодильники с продуктами, стиральная машинка и даже душ. Склад с продуктами. Электричество — от генераторов, воду, видимо, привозили. Собирались отсюда, похоже, в большой спешке, оставив даже служебную документацию. Во дворе стоит целенький БТР «Страйкер». Уезжать на нем было некуда — все мосты взорваны. 

Снова выход целого пакета «Града» — и снова «землетрясение» в западной части Суджи. Через десять минут — еще один. Это в традиции нашего противника. Когда ВСУ теряют какие-то чувствительные для себя города и поселки, отступая, они стараются не оставить от них камня на камне. 

Не мог усидеть на лечении 

Топаем обратно от моста в сторону Мирного. 

— Евгенич, тяжело было на всё это смотреть по телевизору? — спрашиваю друга Поддубного. 

— Я просто не мог поначалу смотреть, переживал жутко. Потом начал потихоньку вникать. Но это, конечно, непросто — на больничной койке. Врачи же первое время даже телефон не давали, потому что знали, что я углублюсь в эту тему. 

— Репортерский червячок изнутри подтачивал? 

— Червячок гражданской позиции. Трагедия страшная. Ничего себе — оккупировали район Курской области. А это последнее, что я помню после ранения. 

Освобождённая Суджа стала первой командировкой после восстановления для старых товарищей Александра Коца — раненого под Волчанском оператора Александра Пушина (слева) и военкора ВГТРК Евгения Поддубного (по центру). Фото «КП»

— А когда о масштабах оккупации узнал? 

— Через месяц, когда вышел из реанимации. Там-то особо никто не болтает. Врачи меня держали в лечебном неведении, потому что приходилось побороться за свое здоровье. 

— Сейчас не смог дома усидеть? 

— Здесь близкие люди, боевые товарищи… Ну и, повторюсь, это тяжелое и гнетущее состояние, когда знаешь, что где-то наши люди находятся в оккупации. 

Между тем обстрелы сейчас затрудняют эвакуацию мирного населения. Российские военные постепенно вывозят суджанцев в безопасную зону, где их распределяют по пунктам временного размещения.

Александр КОЦ, «КП»

Теги: Суджа, Курская область, освобождение, Александр Коц, Новгородские ведомости, Комсомольская правда

РЕКЛАМА

Еще статьи

Новые правила облегчат жизнь тех, кто планировал после девятого класса идти в колледжи.

ОГЭ урезали вдвое

Госдума приняла законопроект об экзаменах для девятиклассников, которые не собираются оставаться в школе

Садовый участок будет считаться заброшенным, если он более чем наполовину зарос сорняками высотой более 1 метра. Или более чем наполовину завален предметами, которые никак не связаны с его законным использованием.

Хоть бурьян не расти

У россиян будут отбирать «бесхозные» участки (но есть нюанс)

Для Renault российский рынок ещё недавно был вторым по продажам после родного французского.

Без ВАЗ не обойдёмся?

Ушедшие автомобильные бренды хотят вернуться в Россию

Границы участка не внесены в ЕГРН? С 1 марта нельзя будет зарегистрировать права ни на участок, ни на дом, который на нём построен.

Земля не безгранична

С 1 марта изменятся правила регистрации участков

Инженеры уверены: за дронами будущее не только на передовой, но и на гражданке. Например, в полях.

Против дронов есть приёмы

Корреспонденту «Комсомольской правды» на выставке гражданской авиации NAIS-2025 показали, как можно побеждать угрозу атаки беспилотников

Чтобы оградить россиян от взятия кредитов для мошенников, в ближайшее время примут закон о периоде охлаждения до двух суток.

Кредит дадут на холодную голову

Какие законы для борьбы с мошенниками скоро появятся в России

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 26.03.2025 года

РЕКЛАМА