— Анна, новгородцам сейчас почти ничего не известно о вас. Расскажите немного. Шесть лет назад вы ведь из спорта из-за травм ушли?
— В общем, да. Я из спорта постепенно уходила. Уходила и снова возвращалась. Невозможно было вот так сразу всё бросить. После травм, полученных в 2000 году, было, конечно, о-очень тяжело вернуть форму. Фактически на восстановление у меня ушёл год. Потом — опять травма. Я снова восстановилась, но в крупных соревнованиях — чемпионатах Европы, мира — участвовать уже не могла. Выступала за свою школу (СДЮСШОР «Манеж». — Е.К.). А потом закончила.
— Это тяжело, когда вот так уходишь, досрочно?
— Да. Помню, вначале была растерянность, внутренняя пустота… Ничего не понимала: что со мной будет? Когда тренировалась, как-то не думалось о том, чем
займусь, когда закончу со спортивной гимнастикой. Пыталась, как и многие бывшие гимнасты, пойти работать в цирк. В Питере тогда как раз новая труппа формировалась. Предполагалось, что я буду выполнять полёты на специальных резинках. Но в цирке себя найти не смогла. То ли мне стало это неинтересно, то ли труппа как-то уж слишком долго организовывалась. В общем, не пошло.
Спасли знакомые тренеры по спортивной аэробике. Предложили заняться этим видом спорта. Я попробовала, и понравилось! Для спортсменов же привычно ставить для себя цели, достигать их, ставить новые и вновь стремиться к их достижению. Вот так у меня после ухода из спортивной гимнастики снова появилась цель в жизни — добиться результатов в аэробике.
— Добились?
— В составе группы я стала второй на чемпионате России, а потом шестой — на чемпионате мира. Постепенно начала работать в фитнесе. Устроилась в один из фитнес-клубов в Москве, и меня затянуло! Очень понравилось общаться с людьми, отдавать им свои знания, умения. Фактически я работаю тренером, как и мечтала с детства, только не в большом спорте, а в сфере оздоровления. В итоге, правда, пришлось отказаться от аэробики и сосредоточиться только на фитнесе — тяжело было совмещать работу и тренировки.
— Почему же всё-таки не решились осуществить детскую мечту?
— Работа тренера требует громадной самоотдачи. Прежде чем воспитать ребёнка, как говорится, с пелёнок до мастера спорта, нужно очень много времени. В 2003 году я пыталась, помогала Елене Витальевне Машинской тренировать молодых новгородских гимнасток, но… не сложилось. Видимо, это всё-таки не моё. Да и мой молодой человек, сейчас уже супруг Николай Крюков (абсолютный чемпион мира по спортивной гимнастике. — Е.К.), тогда тренировался в Москве, и мне показалось важнее остаться там с ним.
— Сейчас вы абсолютно уверены в своём выборе?
— Абсолютно. Я очень счастлива! Пять месяцев назад у нас появился ребёнок. Всё время уходит на заботы о маленьком и муже.
— Удаётся следить за развитием событий в спортивной гимнастике?
— У каждого по-разному складывается отношение со своим видом спорта после завершения карьеры. Для меня гимнастика постепенно отошла на второй план. Переживания улеглись. Всё-таки со времени, когда я покинула ковер, минуло шесть лет. Немало! Но за соревнованиями слежу. Правда, только как зритель.
— Что думаете о неудачах российских гимнастов на последних Олимпийских играх?
— Очевидно, надо что-то менять в подготовке нашей команды. Возможно, психологические подходы. Серьёзные перемены уже произошли: в женскую сборную пришёл новый старший тренер Александр Александров. Но по результатам соревнований получается, что все страны вверх растут, а мы почти на месте стоим. Из наших гимнасток я бы выделила Ксению Семёнову и Ксению Афанасьеву. Неплохие девочки! Но всё равно чего-то им не хватает. Чего? Средненько они выглядят по сравнению с конкурентками. За США, скажем, выступает Настя Люкин — красивая, перспективная гимнастка: у неё и акробатика, и хореография сильные. Запоминается и её напарница по сборной Шон Джонсон. Возможно, у наших гимнасток нет своей изюминки? Такой, какая была у Светланы Хоркиной, — чемпионская харизма.
— И это все причины кризиса в российской спортивной гимнастике?
— Не исключаю, что страна сейчас не имеет достаточного резерва гимнасток. В нашей сборной не так много лидеров, перспективных запасных спорт-
сменов, которых хватает в сборных командах Китая, США, Румынии… В случае со спортивной гимнастикой не приходится говорить о недостатке материально-технической базы или тренерских кадров. Думаю, с этим особых проблем нет. Возможно, спорт-
сменам просто не хватает физического здоровья.
— Как говорила ваша бывшая наставница Елена Машинская, сейчас в спортивную гимнастику пришло поколение 90-х годов, когда родители порой не могли обеспечить своим чадам качественное питание, и в результате дети физически слабы, легко травмируются.
— Может быть. Моё поколение — физически гораздо более сильное. Помню, когда я тренировалась в сборной, запасной состав был больше. Внутри команды происходила сильная борьба за попадание на соревнования. Если в основной состав команды обычно входило всего 5—6 человек, то на отбор приглашали по 20—25.
— А что думаете о сёстрах Горюновых — Кристине и Элеоноре?
— Обе подают большие надежды. Очень хочется, чтобы всё у них получилось, чтобы травм было поменьше, чтобы они продолжили мой путь в спортивной гимнастике.
Елена КУЗЬМИНА
Владимир БОГДАНОВ (фото)