В спорткомплексе «Манеж» впервые прошёл мастер-класс с участием известной новгородской гимнастки Анны КОВАЛЁВОЙ
Авторами идеи выступили тренеры спортшколы: тренировка со знаменитой спортсменкой — отличный стимул для начинающих гимнасток. А для «НВ» — повод встретиться с Аней, редко заглядывающей в родные края.
— Анна, по ходу занятий не возникло желание самой покрутиться на брусьях или по бревну пройтись?
— Не-е-ет! Это уже в прошлом. Я ведь в 2002 году из гимнастики ушла: столько времени прошло. Ну, разве что махи могу на бревне делать.
— Из спорта ушла, да не совсем.
— Да. Я работаю в Москве в фитнес-клубе, веду тренировки по степ-аэробике, cиловые и велозанятия. Но сейчас — в декретном отпуске с маленьким, так что немного не в форме.
— Я бы не сказала — отлично выглядишь! Гимнастика — это, конечно, спорт молодых, но не рано ты ушла из спорта?
— У всех по-разному это происходит. Мне было 20, когда я поняла, что пора... Травмы уже не позволяли делать ту программу, которую выполняли молодые. Вроде бы и восстанавливалась хорошо, но когда суставы болят и болят серьёзно — значит, пришло время.
— Насколько сильными были переживания от ухода?
— Я к тому времени, наверное, очень спокойно это приняла.
— Почему именно фитнес? Были другие варианты?
— Какое-то время я была в поиске. Успела и в «Манеже» поработать, помогая тренерам, и в цирке. Один знакомый в Питере решил организовать цирковое шоу с участием нескольких гимнасток. Дело было в 2002 году. Мы несколько месяцев репетировали на банджах, мне нравилось, но процесс затянулся, перспективы того, что мы всё-таки сделаем шоу, выглядели очень туманно, и я покинула проект. Потом, правда, узнала, что он всё-таки довел дело до конца, шоу состоялось, но возвращаться уже было поздно. В 2003 году я переехала в Москву, начала встречаться с моим будущим мужем (Николай Крюков — помощник старшего тренера мужской сборной России по спортивной гимнастике), а потом и в фитнес-клубе стала работать.
— Но до этого ведь ещё была и аэробика.
— Да, опять же знакомые тренеры по спортивной аэробике посоветовали. Сказали: «Данные хорошие, попробуй». Я пришла на тренировку и практически все элементы сразу сделала. Мы даже ездили на чемпионат мира, заняли шестое место в команде.
Но спорт-то — неолимпийский, денег на его развитие выделяют немного, так что тренировки, поездки — всё сами. А пора было определяться: хотелось семью, детей... В общем, либо работа, либо спорт, и я выбрала первое. Прошла обучение для работы в фитнес-клубе, потихоньку влилась в коллектив, появились новые друзья, подруги... Мне всё нравится.
— На лондонской Олимпиаде мы блеснули: серебро командного первенства и Анастасии Комовой в многоборье, золото Алии Мустафиной на брусьях. А с октябрьского чемпионата мира с медалями приехала только Мустафина — бронза на её любимых брусьях и в личном зачете. Неужто полоса невезения вернулась?
— Конечно, хотелось бы лучше, времена, когда страна, а вместе с ней и гимнастика, приходила в себя после демографического спада, постепенно уходят в прошлое. Жалко, что Алия у нас была одна такая — в хорошем смысле слова — стерва. У неё — характер! Подойдет и сделает всем назло. Настя Комова, конечно, — наша звезда, но ещё от травмы не оправилась. Гришиной тоже что-то не видно в сборной: скорее всего, травма. У мальчиков на тренировках всё, казалось бы, было неплохо, а вот на соревнованиях... Денис Аблязин ошибся. Может, перегорел...
Не могу судить объективно. Периодически я бываю на «Круглом». Иногда заглядываю в женский зал, но, в основном, конечно, в мужской, потому что дети там часто остаются с папой: прыгают, бегают, кувыркаются...
Но в целом, по-моему, дела в сборной изменились в лучшую сторону. База на «Круглом» сейчас отличная: зал, снаряды, гостиница, питание... Мы в свое время такого и не знали. Чего уж греха таить, и тараканчиков приходилось видеть. Тренеры на зарплату не жалуются, многие возвращаются в Россию после того, как разъехались по заграницам в девяностые годы.
— А в регионах?
– По слухам, неплохо. Спорту уделяют внимание. В Пензе большой гимнастический комплекс действует, там и чемпионаты страны проходят. В Обнинске хороший зал построили. В новгородском «Манеже» опять же очень хорошая база, замечательные наставники. От спортсменов нужно только одно — желание много работать, тренироваться. Я, помню, была фанаткой спортивной гимнастики: мне нравилось выступать, побеждать, чувствовать гордость за свою страну.
— В общем, болельщики вправе рассчитывать на медали?
— Да, но спорт есть спорт: профессиональные тренировки, высокие нагрузки. Организм не выдерживает, и... травмы, от которых никто не застрахован и которые очень часто становятся причиной неудач. В Новгороде есть перспективные гимнастки, но кто из них сможет подняться до настоящих высот? Тяжёлая эта работа.
— Кстати, Елена Машинская, ваша наставница, отличалась от многих новгородских тренеров тем, что никогда не жаловалась на проблемы со спортивной базой. Работала в тех условиях, что есть, и добивалась успехов. Вы — тому живое доказательство.
— Да, когда мы начинали во Дворце спорта, условия там были не супер. Но мы не знали лучшего. Потом поездили по сборам, сравнили нашу базу с другими, но — куда деваться — надо было работать. А Елена Витальевна была великим тренером: она обладала особым даром и умела даже в непростых условиях воспитывать сильных спортсменов.
— Сильно за прошедшие годы ушла вперёд гимнастика? Может, скучно смотреть соревнования?
— Нет, конечно: программы ведь у всех разные. Стали чуть-чуть сложнее, но именно чуть-чуть. Я два винта прыгала, как и сегодняшние гимнастки.
— Понятно, что вы — патриотка российской гимнастической школы, но, тем не менее, какая из зарубежных школ вам наиболее близка?
— Китаянки чистенько и красиво работают. Американки берут мощью. Выглядит корявенько, но зато сложность высокая, а хочется красоты... По-моему, в современной гимнастике нужно соединять сложность и высокий артистизм исполнения. Даже несмотря на то, что правила усложнились.
Анна Ковалёва — заслуженный мастер спорта. В 1998 году разделила со Светланой Хоркиной титул абсолютной чемпионки России и также стала серебряным призером чемпионата мира. Чуть больше года назад Анна родила второго сына — Алексея. Первому — Константину — сейчас три года.
Фото Николая БАРАНОВСКОГО