Новгородское отделение Всероссийского общества инвалидов задумалось о создании команды по кёрлингу
«НВ» уже писали, что делегация членов регионального отделения Всероссийского общества инвалидов (ВОИ) во главе с вице-губернатором Алексеем Афанасьевым побывала в Сочи на Паралимпийских играх.
После их возвращения домой мы пообщались с Александром ТЕРЛЕЦКИМ, руководителем местного представительства ВОИ. С какими впечатлениями и планами приехали новгородцы?
— По ходу Паралимпиады я не один раз задавалась вопросом: почему спортсмены нашей страны, где регулярно говорят о проблемах по созданию доступной среды для инвалидов, так успешно выступают? И это при том, что в западных странах уровень жизни людей с ограниченными физическими возможностями гораздо выше.
— В Паралимпийских играх в составе нашей команды принимали участие более 80 спортсменов, и все они на протяжении олимпийского цикла принимали участие в чемпионатах России, Европы, мира, получая необходимый соревновательный опыт. Кроме того, наши ребята тренируются в самых современных специализированных центрах. Такие, знаю, есть в Подмосковье, Екатеринбурге, других городах... В них созданы все условия для достижения самых высоких целей.
Но в целом в стране доступная среда для инвалидов действительно требует изменений в лучшую сторону. К сожалению, эта проблема не решается в комплексе — с момента выхода человека из дома до того места, куда ему нужно попасть: банка, спорткомплекса, парикмахерской... В основном люди с инвалидностью живут в старых домах, и у них нет возможности спуститься даже с первого этажа без сопровождающего. В домах старой постройки не всегда можно установить пандусы, а для установки съемных нужны всевозможные согласования.
— Насколько доступной для людей с ограниченными физическими возможностями можно считать Новгородскую область?
— По областной программе «Доступная среда», рассчитанной до 2015 года, 40 процентов объектов должны быть доступны для инвалидов. Руководство региона старается достичь этого показателя.
— Мы близки к цели?
— Я часто езжу по области, и знаю, что большинство административных зданий оборудованы пандусами. В Великом Новгороде есть низкопольные автобусы, в которые может заехать колясочник, но их ещё недостаточно.
— А магазины, аптеки, парикмахерские?..
— Их руководство тоже старается установить стационарные или съёмные пандусы. В Новгороде часто переводят жилые помещения в нежилые, и порой, когда ко мне приходят за согласованием, становится понятно, что оборудовать в таких домах пандус под необходимым наклоном в 10 градусов невозможно. Выход один — кнопка вызова плюс выносной пандус. Это не самый удобный, но компромиссный вариант. Бывает так, что эти кнопки оказываются неисправны, но по мере поступления проблем решаем их.
Если говорить о спорте, то согласно отчету департамента физкультуры и спорта области, в регионе пять объектов, в том числе Центральная спортивная и Ледовая арены, ряд других новых сооружений, доступны для инвалидов.
Плохо, что в области нет Центра адаптивного спорта, где люди с ограничениями по здоровью могли бы тренироваться. В прошедший четверг, 20 марта, на заседании правительства председатель спортивного департамента Владимир Горелкин, рассказывая о концепции развития физкультуры и спорта в Новгородской области на период до 2016 года, сообщил, что в ней предусмотрен большой раздел, посвященный адаптивному спорту. Если всё сложится, Центр, о котором я сказал, появится. Правда, не могу пока сказать, где именно он будет работать.
И ещё одна проблема: в Новгородской области нет тренеров, обладающих необходимой квалификацией для работы с инвалидами. Я говорю о настольном теннисе, кёрлинге, лыжном спорте...
— Кёрлинг? Лыжный спорт? Это реально? Очень уж похоже на кренделя небесные.
— Да, мы думаем о создании команды по кёрлингу и следж-хоккею. По словам Алексея Афанасьева, наша, общественников, задача — найти тренеров. Всё остальное зависит от правительства.
— Но ведь для керлинга нужна специальная ледовая площадка, которой в Новгороде нет.
— На базе Ледовой арены можно будет что-нибудь придумать.
— А почему бы не попытаться использовать уже имеющиеся наработки и не подготовить кандидата в паралимпийскую сборную для летних Игр? Может, пока лучше ограничиться хотя бы настольным теннисом?
— Мы работаем над этим. Есть очень перспективный спортсмен из Пестова — Роман Шарапов. На последнем чемпионате России по настольному теннису стал пятым. Есть у него и победа на юниорском первенстве. Ему 18 лет, сейчас учится в Питере. Ещё один одарённый теннисист — Валерий Платонов — живет в Старой Руссе.
Видите ли, не столько от нас, сколько от них зависит: смогут ли они пробиться в главную команду страны. Мы встречаемся, разговариваем, убеждаем... Но пока подобный успех им кажется фантастикой. Сейчас главное, чтобы они поверили в себя.
— Все мы примерно знаем, из чего состоит доступная среда: пандусы, низкопольные автобусы, подъемники различных конфигураций... В Сочи удалось увидеть какие-либо технические ноу-хау?
— В Красной Поляне на горнолыжном курорте «Роза Хутор» меня удивили канатные дороги, приспособленные для перевозки инвалидов, лифты, которые поднимают колясочника на несколько уровней, скажем, к трибунам. Видели лифты и в подземных переходах в Сочи.
— Давно хотела спросить: почему активисты местного отделения ВОИ ведут себя так пассивно в политике, не используют шанс защищать свои интересы в разного уровня думах? Ведь много говорят о том, что инвалиды не решаются выйти из дома не только из-за отсутствия пандусов, но ещё и собственной неуверенности: как их примут в здоровом обществе? Если бы кто-то из ваших друзей стал депутатом, его пример наверняка вдохновил бы других.
— Я уже думал об этом, и не исключено, что в 2016 году буду принимать участие в выборах депутатов в областную Думу. Но, к счастью, у нас есть партнеры и в Думе Великого Новгорода, и в региональном парламенте.
Фото с сайта turizm.ru