или Почему в новгородском Центре спортподготовки о запрете мельдония узнали раньше Шараповой
Антидопинг уже не первый месяц — одна из главных тем в стране. Не обошла она и Новгород. Областной Центр спортивной подготовки объединяет более 50 сильнейших спортсменов региона. 36 из них — члены сборной страны, участники первенств и чемпионатов России, Европы и мира. Они не могут переносить длительные, большие нагрузки, залечивать травмы без восстановительных препаратов и лекарств. Что делает ЦСП, чтобы наши спортсмены не стали героями допингового скандала? Об этом нам рассказал директор Центра Амиран ВАШАКИДЗЕ.
— Антидопинговая работа — это только епархия специалистов из национальной сборной и RUSADA, или в этом участвуют и ваши сотрудники?
— Как только в 2008 году Центр спортивной подготовки начал действовать, мы сразу приступили к этой работе. В нем был создан кабинет медицинского сопровождения тренировочного процесса, оснащенный современным диагностическим оборудованием. На его деятельность получена лицензия. Одно из его направлений — антидопинговая работа.
Да, мы не делаем забор и анализ допинг-пробы у спортсменов. В России эти полномочия у RUSADA, которое владеет единственной в стране лабораторией. Наша задача — антидопинговая пропаганда, просветительская деятельность. Это тоже очень важно! Сначала изучи правила, а потом играй по ним.
Наш спортивный врач не только организует медицинское сопровождение тренировочного процесса, но и разъясняет тренерам и спортсменам директивы из RUSADA об обновлении списка запрещенных субстанций и методов. Директивы приходят на электронную почту Центра, а также имеются на сайте антидопингового агентства.
— То есть информацию о том, что мельдоний, которым спортсмены широко пользовались, попал под запрет, вы узнали раньше Марии Шараповой?
— Да. По моему мнению, Марию Шарапову попросту подставили специалисты её команды, которые сами пропустили эту новость и не сообщили её спортсменке вовремя. Она может себе позволить не читать электронную почту, а вот её помощники обязаны это делать.
Мы доводим эти сведения до спортсменов и тренеров оперативно и под роспись, потому что согласно правилам WADA, ответственность за употребление препаратов из списка запрещённых — случайно это было или умышленно — несут лично спортсмен или лица, которые его принудили. Именно они в первую очередь должны думать о том...
— ... какую таблетку принимает спортсмен.
— И не принимать самостоятельных решений по поводу приёма любых лекарств в восстановительных или терапевтических целях.
Но это не всё. Вместе с департаментом физкультуры и спорта области мы разработали программу по борьбе с допингом. Тоже просветительскую. Подключили к этой работе кафедру методики физвоспитания НовГУ, где готовят будущих тренеров, и договорились, что кафедра в свою программу обучения, круглых столов, семинаров включит информацию о допинге. Кроме того, занимаемся разъяснительной работой во всех спортивных школах.
Надо еще понимать, что существуют международный и национальный пулы спортсменов — элиты российского спорта, которые обязаны информировать WADA и RUSADA соответственно о своем местонахождении, чтобы комиссары антидопинговых агентств могли беспрепятственно в любой момент взять пробу у атлета. Если спортсмен уехал, не сообщив об этом предварительно, его накажут.
— Кто-то из наших спортсменов входит в этот пул?
— Ранее в пул входили слаломисты Дмитрий Ларионов и Михаил Кузнецов, гребчиха Наталья Варфоломеева, тяжелоатлетка Надежда Ломова.
— Кстати, в октябре RUSADA дисквалифицировало на два года вашу бывшую спорт-сменку, чемпионку России по академической гребле Наталью Варфоломееву за употребление допинга. Хотя по моей информации, она на тот момент уже прекратила тренировки и даже переехала в Петербург.
— С Натальей всё просто. После многолетней напряженной работы, тренировок, выступлений она пребывала в раздумьях: уйти из большого спорта, посвятить себя семье, работе, учёбе или продолжать тренировки? В итоге выбрала первый вариант и попросила её отчислить из спортшколы и Центра спортивной подготовки. Но! Она была в национальном пуле и не сообщила RUSADA о своем решении. Это могла только она — зайти на сайт агентства и отправить сообщение. Но не сделала. И вот однажды к ней приехали комиссары агентства и взяли допинг-пробу, хотя она, разумеется, уже не соблюдала правила использования медицинских препаратов.
Проба оказалась положительной, и RUSADA приняло решение о дисквалификации спортсменки. Хотя это имело только формальное значение.
— Сейчас в России как никогда много говорят об усилиях по ужесточению национальной системы антидопинга. Как вы их оцениваете?
— Наша страна выполнила все рекомендации WADA. Для ужесточения борьбы с допингом многое сделано. Начиная от введения уголовной ответственности и заканчивая тем, что организована независимая антидопинговая лаборатория, Независимая общественная антидопинговая комиссия при ОКР. Министерство спорта вышло из состава членов RUSADA. Но речь не только об этом. Я, к примеру, считаю очень важным, что сайт российского антидопингового агентства в том виде, в котором он есть сейчас, по-настоящему информативный и удобный. На нем оперативно появляется новая информация. Спортсмен без особых трудностей найдет нужный ему документ. Вплоть до того, что можно позвонить на бесплатный номер или получить онлайн-консультацию от специалистов. Сегодня у спортсменов есть все возможности получить исчерпывающую информацию о запрещенных веществах. Надеюсь, что всю эту работу оценят в МОК и WADA, и наша страна будет восстановлена во всех правах на международной спортивной арене.
Фото из открытых источников