Оказывается, и в боксе очень важно уметь договариваться
На минувшей неделе в Великом Новгороде в центре внимания журналистов оказалась школа бокса Николая Валуева. Заголовок одного из новгородских СМИ выглядел пугающе: школа, получившая имя видного во всех смыслах слова российского боксёра, закрылась.
Тренер школы Юрий СОФЬИН в интервью «НВ» подтвердил грустные вести: с 29 октября валуевцы перешли под крыло частного фитнес-клуба в Великом Новгороде. Что заставило? Мы попытались разобраться.
Добровольные жертвы
На поверхности — конфликт двух людей, не сумевших договориться друг с другом, — тренера Юрия Софьина и руководителя городского центра по работе с детьми и молодёжью «Алые паруса» Владимира Аверкина. Софьин заявляет, что руководство центра склоняло его к организации занятий на платной основе, с чем он согласиться не мог. Тем более что родителям воспитанников валуевской школы и без того приходилось регулярно расстегивать кошельки, чтобы сброситься на соревнования для детей, покупку инвентаря и экипировки. Бесплатными для них были только тренировки.
У Аверкина — противоположная позиция. Во-первых, школа не закрылась, а будет работать. Во-вторых, это не школа, а клуб любителей бокса Николая Валуева. И в-третьих: Софьина не заставляли зарабатывать деньги на спорте, претензия к тренеру одна: он не организовал сбор средств с родителей так, как этого требует закон. Что это значит?
Если у учреждения нет средств на отправку клубовцев на соревнования или покупку боксерских груш, помочь бюджетной организации могут либо спонсоры, либо — что чаще всего и происходит — родители. Но делать это следует в соответствии с законом — заключить договор о добровольном пожертвовании. Если взрослые не захотят скидываться, никто не вправе их заставить. Правда, в этом случае их ребёнок вряд ли поедет на турнир, так что выхода нет. Поэтому пожертвования для родителей являются скорее вынужденными, чем добровольными. Но речь сейчас не о том, необходимо блюсти закон. Вот так, запросто перечислить деньги на банковскую карту тренера взрослые не имеют права. Средства целевым способом переправляют на счет учреждения, а оно тратит их только на оговоренные с родителями цели, чтобы ни одна копейка не закатилась туда, куда не надо.
— Юрий Александрович — прекрасный тренер! С рабочей документацией у него всегда всё было в порядке, все журналы заполнены, он сам всегда вовремя приходил в клуб, был погружен в тренерскую работу, — говорит Светлана ОСИПОВА, руководитель клуба любителей бокса. — Но что касается пожертвований, эту работу ему так и не удалось наладить. Хотя образцы договоров и квитанции для перечисления средств висели на самом видном месте на стене в здании клуба.
Кулаком по столу
По словам Владимира Аверкина, Юрий Александрович упорно не желал подчиняться установленному порядку. Как тренер распоряжался полученными средствами, для руководства «Алых парусов» было тайной. Родители на Софьина Аверкину не жаловались, но нарушение закона грозило неприятностями для чиновников.
На прошлой неделе новгородская гимназия № 4 «погорела» как раз на этом. Прокуратура во время своей проверки выяснила, что родители потратили 110 тыс. рублей на ремонт класса, но соответствующего договора учебное учреждение с ними не составило. Мэру Юрию Бобрышеву ушло прокурорское представление с настоятельной просьбой разобраться и наказать виновных.
Поскольку договориться Юрий Софьин и Владимир Аверкин так и не смогли, тренер положил заявление об увольнении на стол. Тот факт, что его воспитанники ушли вслед за ним в фитнес-клуб, где платными будут не только поездки на соревнования, но и сами занятия, говорит о том, что наставнику всё-таки доверяют.
Председатель областной федерации бокса Вячеслав КИРИЛЛОВ считает закрытие клуба, в котором занималось более 40 человек, серьезной потерей для новгородского бокса. Его воспитанники регулярно становились призерами окружных соревнований. История клуба знает и успех на национальных соревнованиях. Артем Софьин, сын тренера, был призером и победителем всероссийских турниров. Как и ещё одна воспитанница Софья Баландина.
Под чужими парусами
Но история валуевского клуба не так проста, как кажется. На деле даже если бы руководство «Алых парусов» захотело выделить средства на командирование юных боксеров на соревнования, оно не смогло бы это сделать. По словам Светланы Осиповой, в бюджете клуба попросту нет соответствующей статьи. И не может быть, потому что это противоречило бы уставу учреждения, которое по своему профилю занимается организацией досуга, дополнительным образованием, а не подготовкой резервистов в сборную округа или страны.
И Владимир Аверкин не случайно начал интервью с нами с того, что напомнил о правильном названии — не школа, а клуб любителей бокса. А это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Последний вариант предполагает работу подросткового клуба по месту жительства, в задачи которого совсем не входят спортивные медали. Главное — отвлечь ребёнка от телефона, компьютера и влияния улицы. Нужная, важная и благородная миссия. Но почему боксеры, представители олимпийского вида спорта, оказались на положении любителей? Вячеслав Кириллов уверен, что в этом кроется корень всех проблем: по сути, спортсмены находятся не в спортивной отрасли, а в учреждении дополнительного образования.
Случилось это еще несколько лет назад, когда школу бокса Николая Валуева — тогда она называлась именно так — перевели из подчинения детско-юношеской спортивной школы № 4 под юрисдикцию «Алых парусов». Почему? Вернемся ещё на несколько лет назад и вспомним, что в июле 2011 года валуевскую школу открыли в не приспособленном для таких целей помещении — здании бывшей котельной на Большой Московской. Когда ДЮСШ-4 пришло время получать лицензию для нового учреждения, сделать это она не смогла. По ряду причин. К примеру, в экс-котельной нужно было переделать слишком крутую лестницу, а средств на это в мэрии не нашли. Кроме того, здание учреждения, где тренировались дети, находилось в нарушение СанПиНов слишком близко к уже действующей котельной. Было решено отправить валуевцев в «Алые паруса», у которых требования к организации занятий с детьми мягче. Но никто тогда, видимо, не задумался, как новые руководители будут отправлять боксеров на соревнования, без которых спорт невозможен.
Взгляд издалека
Начальник управления по физкультуре и спорту Великого Новгорода Владимир ГЕРАСИМОВ предложил копнуть ещё глубже и вспомнить, что идея создания школы бокса Николая Валуева принадлежала группе новгородских бизнесменов, которые, по мнению чиновника, должны были с самого начала всерьёз задуматься о разумности своего предложения, а если уж взялись за гуж, то тянуть этот воз. Один из бизнесменов — Валерий Тян — был убит в 2015 году.
— Но остальные живут и здравствуют и могли бы позаботиться о боксерах, — сказал Владимир Герасимов.
Что обо всём этом думает сам Николай Валуев, который, кстати, с момента открытия школы своего имени в Великом Новгороде больше сюда не заглядывал? Пообщаться со знаменитым боксером, депутатом Государственной Думы нам не удалось. Его помощник переадресовал к президенту Фонда боксера Максиму Кастырину. Тот в свою очередь был вынужден расписаться в собственном бессилии.
— Школы бокса Николая Валуева действуют в разных регионах России и работают за счет пожертвований местных меценатов, — сказал Кастырин. — Мы знаем о проблемах новгородской школы, но пока ничем помочь не можем. Тогда придётся средства, выделенные другими регионами, направить в Великий Новгород. Сами понимаете, как там это воспримут.
Максим Кастырин пообещал следить за ситуацией в Великом Новгороде. Как это будут делать и «Новгородские ведомости». Сейчас известно, что областная федерация бокса ведет переговоры с «Алыми парусами» об аренде здания клуба бокса, чтобы потом возобновить там тренировки.