Новгородский дзюдоист и самбист Игорь ЯРОСВЕТ учит своих воспитанников бороться по-взрослому
Если у новгородца Игоря Яросвета спросить, чем он занимается — дзюдо или самбо, он, скорее всего, ответит: «Борьбой». Именно это ему было всегда интересно — схватка, умение одолеть соперника на татами. Да и как разделить дзюдо и самбо, если эти два единоборства так похожи?
— Самбо — это русская версия дзюдо. В дзюдо никогда не было болевых приёмов на ноги, а в самбо — удушающих, — говорит спортсмен. — Но в боевом разделе дзюдо можно найти болевые на ноги, а в боевом разделе самбо есть удушающие. Конечно, время идёт, правила меняются, но в основном техника остаётся похожей.
Из кунг-фу — в дзюдо
Хотя новгородец на первое место всегда ставил олимпийское и более конкурентное дзюдо, он выступал и на соревнованиях по самбо. А сейчас, уже в статусе тренера клуба «Искра» Новгородского молодёжного центра, проводит тренировки для пацанов, каким был он сам, когда пришёл на первые занятия.
На прошлой неделе по случаю Всероссийского дня самбо его воспитанники вместе с другими юными единоборцами побывали на премьере российской ленты «Легенда о самбо» — о Василии Ощепкове и Владимире Спиридонове, ставших родоначальниками этого вида борьбы в России в начале XX века. Игорь Яросвет не смог побывать на показе: у тренера дел хватает. Надеется, что обязательно успеет посмотреть фильм. Не может не успеть.
В «Искру» он пришёл кружным путём. Отец не хотел отдавать сына слишком рано в дзюдо, и мальчик начал заниматься китайским кунг-фу. Тогда папа, оценив упорство парня, предложил ему пойти в «Искру», где тренировался и сам. Дело было в 1999 году.
Должно было пройти время, прежде чем восьмилетний парень понял разницу между детской и взрослой борьбой. Бороться по-детски — значит, не думать о результате, бороться по-взрослому — работать как минимум на призовое место, знать, как бороться с левшой, с более высоким или низким соперником, с кем можно быть первым номером, а с кем — вторым, чтобы получить один и тот же результат — победу.
— Таких детей сразу видно, — сказал спортсмен. — Они выходят на ковер и смотрят как бы внутрь себя. Полностью сосредоточены на борьбе.
Наедине с собой
К 15 годам, в самый разгар соревновательной жизни, Игорь Яросвет оказался в клубе «Искра» в очень сложной ситуации. Замечательный тренер Сергей Григорьевич Эрвиц всегда был рядом, а вот со спарринг-партнёрами — беда. Почти все ровесники, пришедшие вместе с мальчиком в клуб, со временем бросили тренировки.
Чем старше спортсмен становится, тем больше соблазнов, не всякий готов потеть в спортзале, если хочется вечером пойти погулять с девушкой. Или с товарищами. Или с репетиторами надо заниматься. Или в жизни появляются сигареты и алкоголь.
Так что золото всероссийского турнира по дзюдо и серебро таких же соревнований по самбо, регулярные успехи на чемпионатах Северо-Запада, звания мастера спорта по дзюдо и самбо — это скорее не благодаря, а вопреки.
По признанию Игоря, он с 15 лет тренировался один «в уголочке» и порой приезжал на соревнования, даже «не держась за кимоно». Как это перевести со спортивного языка на человеческий?
Основа основ для спортсменов, занимающихся единоборствами, — тренировки с эластичным резиновым жгутом, который имитирует работу с партнёром. Хочешь результатов? Одних занятий в зале мало. Нужно тренироваться дома. И Игорь старался. Нашёл резиновый жгут и сначала крепил его к дивану, потом к двери, затем к батарее и наконец к стене, чтобы надёжнее было.
А ещё много читал. И про Ощепкова, и про Спиридонова, и про Олега Степанова, единственного не японца, получившего орден Белого Тигра за своё мастерство на татами.
— Хотя найти литературу по дзюдо и самбо было непросто, — признался спортсмен. — Так что искал не только в магазинах — брал у знакомых, друзей.
Может быть, это помогло новгородцу уже в 21 год получить от Сергея Эрвица приглашение вести и тренерскую работу? Теперь она у 32-летнего специалиста занимает большую часть его времени. Иногда Игорь и сам участвует в соревнованиях. И продолжает учиться: в спортзале — дзюдо, самбо и «прадедушке» восточных единоборств джиу-джитсу, а за его пределами — сначала в экономическом институте, затем — в медицинском и гуманитарном. Возможно, удастся скрестить одно с другим и попробовать себя, например, в качестве спортивного врача.
Тренировки с детских лет научили новгородца совмещать спорт с учёбой сначала в школе, потом — в кадетской роте, затем — в вузе. Так что если Игорь Яросвет откроет для себя новое дело, то воспитанников своих не бросит. И дзюдо, и самбо будут по-прежнему с ним.
Теги: Великий Новгород, самбо, спорт