Воспитанница Новгородской спортшколы олимпийского резерва «Манеж» Мария АГАФОНОВА впервые в своей карьере выиграла медаль в личном многоборье на чемпионате России — 20-летняя спортсменка стала бронзовым призёром. Кроме того, новгородка заняла третье место в вольных упражнениях. В разговоре с «НВ» она поделилась деталями успешного выступления.
— Мария, в одном из интервью вы отмечали, что не ожидали попасть на пьедестал почёта.
— Да, в начале года я получила травму ноги. Потом были больница, операция, реабилитация... К полноценным тренировкам вернулась только в августе. Поэтому полностью восстановить всю программу, которую делала до этого, не получилось. На вольных упражнениях акробатика была облегчённой. И опорный прыжок тоже. Можно сказать, базовый. Поэтому и не думала, что я смогу набрать нужную сумму баллов, чтобы попасть на пьедестал.
— А программы на бревне и на брусьях?
— На бревне и брусьях я выполняла свои обычные программы.
— Смотрела видео с вами в соцсетях — вы в слезах, с забинтованной ногой... Впервые столкнулись с такой ситуацией?
— Мне впервые делали операцию. Было очень страшно, волнительно. Я переживала по поводу восстановления — что и как будет дальше. Понимала, что девочки идут вперёд, тренируются, работают, выступают на соревнованиях, а у меня вот такая пауза. Психологически очень тяжело!
— Опасались, что, возможно, придётся уйти из спорта?
— Таких мыслей не было. Я всегда знала, что у меня есть цель и я иду к ней. Но восстановление заняло много времени. Травма просто выбила меня из колеи.
— Как справлялись? У вас ведь большая команда в «Манеже», тренер Антон Крапивин, напарницы по областной сборной. Поддерживали?
— Антон Юрьевич очень меня поддержал. Звонил каждый день, пока была в больнице, чтобы я не уходила в себя. Родители, конечно. И девочки постоянно писали, говорили, что всё будет нормально, вылечишься, что они меня ждут. В больнице я была одновременно с Викой Листуновой (российская гимнастка, олимпийская чемпионка 2020 года в команде — Прим. ред.), и мы друг друга поддерживали.
— Физическую форму восстановили полностью?
— Реабилитация прошла хорошо. Сейчас могу спокойно прыгать, бегать — всё в порядке. Теперь нужно восстанавливать программу — усложнять акробатику на вольных и прыжок.

— На чемпионате страны вы выступали в многоборье и в отдельных видах — бревно и вольные упражнения. Последние — ваш самый сильный вид?
— Мой основной снаряд — бревно. На нём у меня самая высокая базовая оценка, если сравнивать с остальными снарядами. Но на бревне очень большую роль играют нервы и настрой.
В первый и второй день чемпионата, когда я выступала в многоборье, программу на бревне сделала очень хорошо, чисто, без падений, получила высокую оценку. Но финал всегда труднее. Там выступления идут дольше, приходится долго ждать, я нервничала. Кажется, успела раз сто размяться. И когда вышла на бревно, сбился настрой, снаряд не задался вообще. Перенервничала.
На медаль в многоборье вообще не рассчитывала. Хотела только выступить красиво, всё сделать чисто. Даже не смотрела на оценки остальных девочек. А с базой, которая у меня есть на бревне, можно было претендовать на награды. Просто должна была всё сделать хорошо, чтобы все прыжки засчитали.
— Как тренировать правильный настрой?
— Соревновательный опыт. Только так.
— Чем больше успешных выходов, тем больше уверенности?
— Не только успешных. Удались или не удались соревнования — это всегда опыт.
— Пока шла квалификация, комментаторы предположили, что во время исполнения программы на бревне у вас свело ногу. Это правда?
— Нет. Объясню. Во время выполнения программы на бревне есть момент, когда я лежу на спине, делаю круг руками, а носком ступни выполняю движение сначала на себя, а потом обратно. Это часть хореографии, необходимая для того, чтобы нога немного отдохнула. На бревне ноги очень сильно устают, затекают, а на этих соревнованиях я к тому же замотала одну ступню тейпом. И это движение туда-обратно нужно, чтобы кровь попала в ногу и она хоть немного расслабилась.
— В августе вы успешно выступили на Открытом кубке Республики Беларусь по спортивной гимнастике — золото на бревне и бронза в многоборье в личном зачёте и золото в команде. Это была репетиция перед чемпионатом России?
— Да, для меня это было очень волнительно. Нужно было вспомнить, что такое соревнования, каково это — настраиваться на них, выходить и поднимать руку перед выступлением.
— Интересно, почему вы всё-таки в большой степени ассоциируетесь именно с вольными упражнениями? У вас настолько яркие выступления в этом виде, что кажется, что они и есть ваш коронный вид.
— Не знаю почему. Но, когда я выхожу на вольные, я кайфую от выступления. Каждый раз очень много эмоций, мне нравится, что я делаю акробатику, нравится делать повороты, улыбаться... И видимо, зрителям это передаётся, они чувствуют мои эмоции. Это, конечно, запоминается. В финале чемпионата России на вольных я выступила намного чище, чем в квалификации. Была одна ошибка в повороте, где нужно было выдержать вертикаль. Мне сделали за это сбавку, но сам поворот засчитали, он был докручен.
— Не могу не задать вопрос о ваших купальниках. Они обычно очень яркие, запоминающиеся, усыпанные стразами. Больше похожи на купальники для художественной гимнастики или спортивной акробатики. Это ваше отличие от других российских гимнасток?
— Просто когда мы составляем программу вольных упражнений, у меня появляется её образ в воображении, который я хочу передать и в костюме. Хочется совместить спортивную и художественную гимнастику. Купальники заказываю у швеи в Белоруссии, описываю ей то, что хочу получить, а она воплощает мой замысел в готовой вещи.
— Кстати, мыслей заниматься художественной гимнастикой не было, когда вы только пришли в спорт?
— Не задумывалась об этом. Я родилась в Боровичах, и там кружка по художественной гимнастике не было, а вот спортивная гимнастика была и есть.
— Боровичане болеют за вас?
— Конечно! Друзья, знакомые пишут в соцсетях, поздравляют. И с моим первым тренером из Боровичей — Ириной Юрьевной Тимофеевой — мы тоже часто общаемся.
— Вы переехали в Великий Новгород в 12 лет и стали тренироваться в «Манеже». Пришлось догонять других спортсменок экстерном?
— Да, было желание, рвение, я много работала. Ради этого мы и переехали.
— Были у вас в «Манеже» спортсменки, которые стали для вас образцом? Например, Кристина Горюнова. Застали период, когда она тренировалась в спортшколе?
— Не застала, но она помогала мне совершенствовать программу на бревне, усложнять её. Много элементов я выучила с Кристиной и очень благодарна ей за это.















