Воскресенье, 22 декабря 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Волк охотится на зверей, а человек — на волка

Как сообщения с боевых действий, доносится, что в одной деревне волки задрали собак, кошек, в другой — подошли к домам и напугали жителей. «Распоясались серые разбойники, охотников на них нет!», — возмущаются люди. Так ли уж вольготно чувствуют себя волки в нашей области? Что делается для того, чтобы их становилось меньше? Об этом «НВ» рассказал председатель комитета охотничьего хозяйства и рыболовства области Дмитрий ГРАФОВ.

— Дмитрий Сергеевич, много ли волков на территории нашего региона?

— Говорить о том, что их численность достигла угрожающих размеров, нет оснований, хотя действительно волков за последние годы у нас прибавилось. Такой учет ведем и знаем, что в 2015 году их на территории области насчитывалось 336, в следующем году — 393, а в прошлом — уже 416. Чем можно объяснить такой рост? Были малоснежные зимы, а то и долгое время отсутствовал снежный покров, что не позволяло в полном масштабе вести окладную охоту с использованием красных флажков. Еще один фактор повлиял на рост численности волков в нашей области: кормовая база — большая численность в наших угодьях лосей, кабанов, бобров. В первую очередь за ними мигрируют к нам эти хищники из соседних регионов, так как у них дичи, чтобы кормиться, мало.

— Одни волка называют страшным зверем, другие — считают его санитаром. Дорого ли нам обходится этот санитар?

— Еще как дорого! По экспертным оценкам, ущерб от волков сельскому хозяйству нашей страны может достигать 2 млрд. рублей в год, а охотничьим хозяйствам — значительно больше. Волк в день съедает в среднем около десяти килограммов мяса. Бывает, что он несколько дней не кормится — не взять добычу, но потом пирует. Что касается этих хищников, находящихся на территории нашей области, то, по обобщенным данным, в год они уничтожают около 300 кабанов и почти 500 лосей. Ущерб не только в том, что теряем более 100 тонн мяса, но и в том, что охотпользователям не удается возместить затраты, которые они несут, проводя посевы зерновых культур, организуя подкормку дичи. Но это еще не все. Раз убавляется численность кабанов, лосей, охотпользователи меньше реализуют разрешений на их отстрел — и без того незначительный доход охотхозяйств падает.

— Но отстрел волков ведется?

— Конечно. Если в 2014 году на территории области было добыто 118 волков, в 2015 году — 133, то в 2016 году — 295. Данные за прошлый год еще обобщаются, но, по нашим прикидкам, они будут несколько выше предыдущего года. Хочу отметить, что результаты по отстрелу волков у нас значительно выше, чем в соседних регионах. У нас установлено хорошее вознаграждение: 2000 рублей — за волчонка, 4000 рублей — за волка и 5000 рублей — за волчицу. Многие охотники на этом неплохо зарабатывают, хотя нужно сказать, что добывать этого зверя очень трудно и затратно.

— Каждый ли охотник может добыть волка?

— Чтобы результативно охотиться на волка, нужно его знать. Волк — очень осторожное животное с хорошим обонянием и слухом. Даже опытному охотнику нужно приложить максимум стараний и усилий, чтобы добыть волка. В суровую зиму, когда мало корма, волки блуждают возле населенных пунктов, нападая на кошек, собак и домашний скот. Если зверь ночью потревожил местных жителей, то его лежка будет рядом — в ближайшем лесу. Важно это место обнаружить и быстро обложить флажками. Как это делать — целая наука, ее сразу не освоишь, да и не все охотники хотят этим заниматься. Вот и поступают из районов в наш комитет просьбы выехать и уничтожить волков, которые там приносят много бед. Я стараюсь на такие просьбы выезжать, но мне одному везде не успеть. Поэтому специалистам в районах дано задание принять решительные меры для отстрела волков, привлечь к этой работе охотпользователей, которые также заинтересованы, чтобы этих хищников становилось меньше.

— Вы не только руководитель комитета, но и, как знаем, страстный охотник на волков. Сколько всего их на вашем счету?

— Охотничий билет получил, как только исполнилось 18 лет, и с тех пор не расстаюсь с ружьем. Мне интересно этим заниматься, к тому же это заряд здоровья, позволяет держать себя в форме. На лыжах с катушкой с красными флажками пройдешь километров двадцать сквозь лесные заросли — никаких тренажеров не нужно! Об усталости забываешь, когда есть результат. На моем счету добытых волков не так и много — чуть больше тридцати. Полагаю, что эта цифра будет расти, так как вижу, что мое участие в отстреле волков необходимо — люди обращаются ко мне за помощью. Да и силы и здоровье позволяют продолжать эту охоту.

— В чем особенность охоты с использованием флажков?

— Участок, где обнаружены волки, нужно быстро и незаметно окружить шнуром, на котором на расстоянии 70–90 сантиметров друг от друга размещены красные флажки. Почему волки боятся красных флажков? Некоторые считают, что они принимают их за огонь. Но это неверно. Волк все видит черно-белым. Поэтому флажки могут быть любого цвета. Красные они лишь для того, чтобы охотники их хорошо видели. Волки флажков боятся и стремятся вырваться за ограждение. Тут охотники должны быть начеку, но у меня было немало случаев, когда казалось, все сделано быстро и осторожно, а хищники уходили...

— Планируете ли вы провести в районах для охотников, изъявивших желание отстреливать волков, семинары, показательные занятия, охоты с флажками, чтобы вы смогли передать им свой опыт?

— Это обязательно станем проводить. Как это лучше организовать и на базе каких районов, мы сейчас решаем. К этой работе намерены активнее привлекать и охотпользователей.

ПО ТЕМЕ (письмо в редакцию): 

Даже опытному охотнику нужно приложить максимум стараний и усилий, чтобы добыть волка

Где сейчас те бригады, которые раньше истребляли хищников?

Безжалостный и коварный убийца, один из самых страшных зверей, прекрасный бегун, который за сутки может преодолевать до 80 километров, — всё это характеристика волка. Об этом знаю не из рассказов в книгах, журналах, а из своей личной жизни.

Охотиться на этого умного и безжалостного зверя я начал в 70-х годах прошлого столетия, поначалу был в бригаде, в которой насчитывалось порядка 15 здоровых, знающих и любящих свое дело стрелков, а потом и сам возглавлял бригаду. За эти годы мы добыли почти 380 волков. Мы работали так, что на территории нашего Демянского района не стало волков. У нас была налажена связь с населением деревень, руководителями колхозов, совхозов, они нам передавали, где замечены волки или обнаружены их следы, мы тут же выезжали в эти места.

Не скрою, тяжело давалась добыча этого хищника, так как мы охотились на него в основном зимой. А зимы тогда были не то, что сейчас: метровые сугробы снега в лесу, мороз под тридцать градусов, а мы, пробираясь на лыжах сквозь буреломы, разматываем с катушек шнур с флажками, чтобы взять в кольцо волков. По 15–20 километров достигал такой круг. Уставали очень сильно, так как в основном приходилось передвигаться на ногах — вездеходов, снегоходов тогда не было. Но сколько было радости, когда удавалось добыть волков! Помню охоты, когда за один раз 5–7 хищников отстреливали.

Нас приглашали и в соседние районы для оказания помощи местным охотникам в борьбе с этим зверем. Надо сказать, что тогда охотники районов работали в тесном контакте: не только сообщали соседям о замеченных стаях волков, но и выезжали к ним на отстрел зверя. Да и в масштабах области велась большая работа. Почему я об этом? Меня беспокоит, что сейчас отстрелом волков занимается мало людей, знаю почему: эта охота тяжелая, затратная, к тому же требует немало знаний, терпения и усердия. Молодым охотникам она не интересна, опытные волчатники уже в возрасте, их к отстрелу этих хищников не привлекают. Взять хотя бы наш район. Я общаюсь со многими бывшими охотниками, жителями и от них узнаю, что в некоторых деревнях волки собак поели, а в одном хозяйстве по лету шесть телок задрали. Рассказывают и об увиденных в лесу останках лосей, кабанов. Встревожили меня и сообщения о набегах этих хищников в других районах.

Конечно, говорить о том, что в области не борются с волком, было бы неверно. Есть, судя по отчетам, неплохие результаты, есть охотники, которые преуспели в этом. Но их мало.

Полагаю, что комитету охотничьего хозяйства и рыболовства, охотпользователям, администрациям районов следовало бы заняться созданием в районах, как это раньше было, бригад по добыче волка, стимулировать их работу. Неплохо было бы учредить областной кубок на лучшую бригаду. Я хоть человек в возрасте, готов войти в одну из бригад. Знаю, что так же готовы поступить многие мои коллеги в других районах. Это важно для дела, так как пока нам позволяют силы, здоровье, мы готовы научить, показать на деле, как нужно охотиться на волка.
 

Аркадий ПОЛИСАДОВ, охотник, поселок Демянск


Фото Василия Пилявского

РЕКЛАМА

Еще статьи

Социальные выплаты для предпринимателей: возможности и правила их получения

До 31 декабря предпринимателям Новгородской области, которые в 2025 году вправе обратиться в региональное Отделение Соци...

27.11.2024 | Тема

Второй финал чемпионата — ещё одна страница большой истории Великого Новгорода.

Город технологий

Великий Новгород во второй раз принял на конкурсных площадках ЧВТ самую инновационную молодёжь России

25.09.2024 | Тема

Александр Любимов  (справа) на полигонном показе продукции народного ВПК в рамках слёта «Дронница».

Ничто не закончится

Как волонтёры СВО помогают создавать технологические отрасли будущего

25.09.2024 | Тема

«Белый кречет» сможет развивать скорость до 400 километров в час.

Следующая станция — столица

Макет высокоскоростного поезда «Белый кречет» познакомит новгородцев с амбициозным проектом ВСМ

18.09.2024 | Тема

Археологические исследования на Троицком раскопе продолжаются.

Тезисно о Троицком

Историк и руководитель Новгородского музея-заповедника Сергей Брюн прокомментировал ситуацию вокруг строительства Национ...

18.09.2024 | Тема

Алексей Чадаев

Дронофикация прошедшего сегодня

Как беспилотные технологии меняют всё от войны до мира

18.09.2024 | Тема

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 18.12.2024 года

РЕКЛАМА