Кто и как осуществляет контроль над перевозимыми по нашим дорогам негабаритными и тяжёлыми грузами? Как уберечь пассажира от травмы в общественном транспорте? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью «НВ» начальника Северо-Восточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Андрея ЗЕМЦЕВА.
— Андрей Николаевич, начнем с уточнения: наш регион находится на северо-западе страны, а управление называется северо‑восточным.
— До марта прошлого года было управление государственного автодорожного надзора по Новгородской области. Потом произошло укрупнение, к нам присоединили управления соседних регионов — Вологодской и Псковской областей. Так как мы находимся на востоке Северо‑Западного федерального округа, то и получили такое название. Но главное заключается не в названии, цель этого укрупнения — повысить эффективность работы, ее результативность.
— Как реформирование отразилось на результатах вашей работы?
— В рейтинге, проведенном Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, наше межрегиональное управление заняло 3-е место среди 25 аналогичных управлений страны. Хотя и раньше, когда в стране их было 68, мы всегда были в числе лидеров. Новгородский опыт работы активно изучался и распространялся. Не в обиду будет сказано нашим соседям, для них такое место в рейтинге большее достижение, так как раньше Псковское управление занимало 35-е место, а Вологодское — 47-е.
— Не само же по себе объединение повлияло на результаты работы, есть, наверное, и другие причины?
— Мы сразу начали проводить обучение в подразделениях Пскова и Вологды: организовали практические семинары, наши сотрудники делились своим опытом. Причем не только рассказывали, как лучше и эффективнее организовать выполнение той или иной работы, но и показывали на практике во время проверок и рейдов.
— Какие основные задачи решает ваше ведомство?
— Особо хотелось бы выделить организацию контроля над международными автомобильными перевозками. Некоторые водители большегрузных автомобилей из стран ближнего и дальнего зарубежья, доставив товар в Москву, Петербург или в другие города России, чтобы не возвращаться домой порожняком, берут попутный груз, что запрещено нашим законодательством, так как они лишают работы российских перевозчиков, а значит, дополнительных налоговых поступлений в наш бюджет. Таких случаев на территории Новгородской, Псковской и Вологодской областей за минувший год было выявлено свыше двухсот.
Аналогичные ситуации были и при строительстве автомагистрали М11 на территории нашей области. Нами выявлены более десятка перевозчиков, причем не только российских, которые не были зарегистрированы и не платили налоги, а занимались вывозом песка из карьеров на строящуюся автотрассу. В результате нашего вмешательства работа этих перевозчиков была приостановлена.
— У вашего управления большие полномочия в этой сфере?
— Мы работаем в рамках существующего законодательства и не закрываем глаза на любые его нарушения. Никогда не пытаемся «понять» незаконные просьбы. Например, прошлой осенью водным путем в Шимск был доставлен груз весом более 200 тонн, чтобы потом его перевезти по автодороге в сторону Холма. О намеченном маршруте планируемой перевозки мы узнали из своих источников, и как только груз на автотрассе попытались сдвинуть с места, мы тут же потребовали разрешение на эти действия. Его у компании, ответственной за груз, не было, и в наш адрес посыпались угрозы, что мы, дескать, срываем выполнение государственного заказа. Почему компания не обращалась за разрешением, нетрудно догадаться — в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1995 года с владельцев или арендаторов автомобильного транспорта, перевозящих тяжеловесные грузы по сети дорог Российской Федерации, взимается плата за ущерб, наносимый дорогам и дорожным сооружениям. Видя нашу настойчивость и несговорчивость, перевозчик был вынужден выполнить все существующие законные требования. Полагаю, что этот случай стал для компании-перевозчика хорошим уроком, так как ей предстоит по этому маршруту везти тяжеловесные грузы еще не раз.
— Хотелось бы подробнее остановиться на вопросах безопасности пассажирских перевозок. Это касается тысяч жителей Новгородской области, и статистика здесь не просто в цифрах, а в здоровье конкретных людей.
— Давайте не будем сгущать краски, хотя я согласен, что просчетов в организации перевозок людей в общественном транспорте еще много. В минувшем году в нашей области случилось 37 ДТП с участием общественного транспорта. В них пострадали 42 пассажира. По каждому такому случаю было проведено отдельное расследование. Их анализ показал, что основная часть травм были получены пассажирами в результате падения в салоне автобуса.
— Могу предугадать, что пассажиры считают, что их падения происходят по вине водителей автобусов, а водители видят причину травм в том, что пассажиры сами не соблюдают правила безопасности, находясь в общественном транспорте. В чем заключается ваша роль?
— Прежде всего, в профилактике такого травматизма. Мы проводим специальные рейды, проверки и в случае выявления нарушений со стороны перевозчиков привлекаем виновных к ответственности. Штрафы очень большие. Работаем и на предупреждение нарушений, даже подсказываем автотранспортникам новые формы работы. Например, предлагаем установить в автобусах, перевозящих пассажиров, видеорегистраторы. Для чего это нужно? Чтобы постоянно фиксировалась работа водителя. Видеозапись можно использовать при разборе возможного ДТП. И сразу станет ясно — слишком ли резко тормозил водитель или сделал крутой маневр без особых для этого причин, а может, избегал столкновения с выбежавшим перед автобусом человеком. Также будет видно, держался ли за поручни в автобусе пострадавший пассажир или нет. Это будет дисциплинировать всех, заставит как пассажиров, так и перевозчиков соблюдать меры предосторожности. Пока в Новгороде видеорегистраторы начинают устанавливать городское и межмуниципальное пассажирские автотранспортные предприятия. А вот на наши неоднократные обращения к одному из крупнейших перевозчиков — «Новгородскому автобусному парку» — слышим в ответ одно и то же: «На это у нас нет средств».
— В конце прошлого года Великий Новгород стал пилотной зоной для апробации отечественной системы SleepAlert по диагностике состояния водителя общественного транспорта. Как вы оцениваете этот проект?
— Речь идет о работе в тестовом режиме аппаратов, следящих за состоянием здоровья водителей, находящихся за рулем автобусов. Оборудование выпускает отечественная компания. Обо всех подробностях его работы говорить не стану, об этом немало уже писали. Важно, что в режиме онлайн такой аппарат передает все данные о самочувствии водителя на диспетчерский пункт автотранспортного предприятия. Если у водителя в ходе рейса повышается артериальное давление, начинаются перебои в работе сердца или он засыпает, об этом тут же узнаёт диспетчер, который сразу принимает экстренные меры по предотвращению возможного дорожно-транспортного происшествия. В прошлые годы у нас были случаи возникновения ДТП из-за резкого ухудшения здоровья водителей за рулем. В основном вследствие сердечных приступов. Сейчас в автобусных парках Новгорода используются 15 таких тестовых систем. Первые месяцы их применения показали, что они стали надежными помощниками автотранспортников в обеспечении безопасности на дорогах.
Фото из открытых источников Интернета