Цены на автомобильное топливо превысили новый психологический рубеж. Что дальше?
К стоимости бензина и солярки на АЗС у россиян отношение особое — трепетное и ревнивое. Любое резкое повышение вызывает бурю отрицательных эмоций и далеко не литературных выражений. Количество владельцев автомобилей из года в год растет, страна большая, ездим много, об экономии думаем совсем не в первую очередь. По некоторым подсчетам, траты на топливо занимают до 10% от дневного заработка россиянина. Отсюда и реакция. Тем более когда цены преодолевают некие психологические рубежи в 20, 30, 40, а теперь уже и в 50 рублей за литр. И каждый раз задается один и тот же вопрос: «Почему, когда нефть дорожает, бензин растет в цене, когда она дешевеет, он по-прежнему прибавляет в стоимости?». Давайте разбираться. Тем более что веский повод опять представился: за последнюю декаду мая цены на все марки бензина и дизельного топлива резко подскочили на 3–4 рубля за литр, а в сравнении с тем же периодом прошлого года показали рост на 13–16%.
Горячая тема не сходит с информационной повестки дня. Топливным вопросом занимаются правительство, ФАС. Волнуется Центробанк, опасаясь «бензиновой» инфляции, армия экспертов пытается предсказать его дальнейшее ценовое поведение. Дмитрий МЕДВЕДЕВ встречается с руководителями крупнейших вертикально интегрированных компаний нефтянки и обращается с настоятельной просьбой заморозить цены: «Ни одна компания не должна проявлять эгоизм». Заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий КОЗАК сообщает, что к просьбе премьера «отнеслись с должным пониманием»: к 4 июня рост цен на топливо практически прекратился.
Между тем начиная еще с 2010 года его стоимость растет неуклонно и независимо от текущих нефтяных котировок. Стоимость нефти вообще занимает очень скромное место в общей цене бензина — от 9 до 15%. Прибыль бензоколонок и нефтеперерабатывающих заводов — такая же или немногим больше. А вот государственная составляющая редко бывает меньше 60% — акциз и налоги: на добычу полезных ископаемых, добавленную стоимость и прибыль. Это прямые бюджетные доходы, сокращение которых сегодня себе представить трудно. Рост цен на топливо может быть обусловлен еще несколькими факторами: сезонностью — например, началом широких сельскохозяйственных работ и летним периодом отпусков; выводом мощностей НПЗ в ремонт или на модернизацию. Спекулятивная составляющая уже редка и находится под пристальным вниманием федеральной антимонопольной службы.
Любой рост налогов и акциза однозначно ведет к удорожанию бензина. Повышение акциза происходит ежегодно. На 2018 год было запланировано его увеличение дважды — с 1 января и с 1 июля. Напомним, с 1 января 2018 года акцизы на бензин увеличились на 6,4%, на дизтопливо — на 8,4%. Но когда цена растет постепенно в течение нескольких месяцев, да еще находится в инфляционных рамках, это проходит почти незаметно. А вот с 20 мая она начала расти со скоростью до 1,8% в неделю. В итоге почти одномоментно бензин подорожал на 4,7%, а дизтопливо — на 9%. Россияне нервно включили уже привычную логику: «дорожает топливо — дорожает все». И в принципе они правы. В цене тех же продовольственных товаров затраты на грузоперевозки могут составлять до 20%.
Вся пикантность в том, что сей конфуз с резким ростом на топливо получился неким искусственным: до запланированного повышения оставался месяц, правительство в новом составе провело свое первое заседание только 17 мая. Разруливать ситуацию пришлось практически в ручном режиме. В правительстве было уже решили, что не позднее 1 июля этого года акциз на бензин упадет на 3 тыс. руб. на тонну, на дизельное топливо — на 2 тыс. руб., но тут же вспомнили, что тогда бюджет недосчитается 140 млрд. рублей. Поэтому пока все закончилось настоятельной рекомендацией нефтяникам заморозить цены.
Действительно, одна из основных причин роста акцизов — амбициозные проекты в дорожной отрасли страны. Например, ноябрьское 2017 года решение о повышении акцизов на топливо в 2018 году многие связывают с необходимостью собрать для минтранса дополнительные 40 млрд. рублей на завершение уже начатых в предыдущем году проектов. После новых майских указов президента, где строительство и ремонт дорог — в особом приоритете, больше бюджет отдает лишь армии, потребуются дополнительные громадные средства.
Однако пока ФАС еще думает, как вести себя в данной ситуации, не на шутку обеспокоился Центральный банк России. Его председатель Эльвира НАБИУЛЛИНА заявила, что рост цен на бензин значительно опережает общую инфляцию. А это может еще удешевить и так упавший на 6% по отношению к доллару рубль, что неизменно приведет к дополнительному росту цен и подстегнет инфляцию. В общем, некую промежуточную точку в майско-июньском «бензиновом скандале» пока поставил пресс-секретарь Президента России Дмитрий ПЕСКОВ, заявивший в понедельник, что проблема роста стоимости автомобильного топлива относится к компетенции кабинета министров: «Этим занимается правительство, поэтому это вопрос к правительству. Там ведётся работа». И серьезную работу в топливном секторе правительству придется провести. Как видим, прежние правила уже не гарантируют защиту ни от экономических, ни от репутационных рисков. Единственное, чего не стоит пока ожидать, так это дефицита топлива на внутреннем рынке. Объемы экспорта нефти и нефтепродуктов законодательно ограничены.
Игорь СВИНЦОВ
Алина БЕРИАШВИЛИ
Фото Владимира МАЛЫГИНА
Графика Сергея НЕШКИНА
Галина ПАШКОВА, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области:
— Мы проводим еженедельный мониторинг цен на автомобильное топливо в Новгородской области. В нашем регионе, так же, как и по всей России, за период с 31 декабря 2017 года по 14 мая 2018 года цена на бензин марок Аи-92 выросла на 3,5%, Аи-95 — на 3,4%, на дизельное топливо летнее — на 4,17% при росте инфляции на 1,2%. Основными причинами роста цен являются фискальная политика государства, снижение нефтяными компаниями предложений на биржевых торгах моторного топлива, проведение нефтяными компаниями внеплановых ремонтов НПЗ и рост мировых цен на нефть. Большое влияние оказывают налоги: составляющая налогов в конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива составляет порядка 60%. Рост акциза на автомобильный бензин с 2015-го по 2018 год составил 102,77%, на дизельное топливо — 122,17%.