Школы области предпочли не заметить федеральное требование о вводе в программу этого учебного года второго обязательного иностранного языка
В середине октября новгородские СМИ облетела новость: региональное министерство образования требует от школ в текущем учебном сезоне начать преподавание второго обязательного иностранного языка.
К такому повороту событий оказались не готовы ни педагогические коллективы, ни родители, ни само министерство...
Рекомендаций не последовало
Изучение в качестве обязательного второго зарубежного языка регламентировано федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) еще в 2015 году. Но был период времени, когда Министерство образования и науки России лишь рекомендовало школам да гимназиям включение еще одного урока в основную сетку. Предполагалось, что повсеместно по стране переход будет осуществлен в 2019/20 учебном году. Однако ведомство этой весной рассылает в регионы письмо (от 17 мая 2018 года № 08-1214), в котором сообщает, что изучение второго иностранного языка на уровне основного общего образования (5–9 классы), согласно ФГОС, является обязательным уже в текущем году.
Так почему тогда общеобразовательные организации Новгородчины не начали преподавание с 1 сентября?
— Да, наша школа получила данное письмо. И да, обязанность следить за изменениями ФГОС лежит на учебных заведениях. Но каждое нововведение федерального уровня всегда сопровождается соответствующим документом правительства области и подробными методическими рекомендациями. А их не последовало. И мы решили оставить все как есть, — рассказала завуч средней школы поселка Панковка Новгородского района Наталья МИЛОВА.
Точно так же поступили и во всех других школах области.
В профильном региональном министерстве подтверждают, что летом проинформировали далеко не все учреждения и методические рекомендации тоже не готовились (поступили в школы только в октябре. — Прим. авт.).
Однако школы не стали вводить второй обязательный язык не только по причине отсутствия указаний сверху, но еще и потому, что не куплены учебники, а во многих организациях нет и предметников, готовых взяться за преподавание.
— Например, в Сырковской школе сейчас вообще нет учителя иностранного языка, то есть некому вести первый обязательный, что уж говорить про второй. Администрация учреждения ведет переговоры с кандидатом. Но речь, естественно, идет про первый — английский язык, — обрисовала ситуацию Светлана ИВАНОВА, заместитель председателя комитета образования Новгородского района. — Что касается нужных для ввода второго иностранного учебников, то требуется 345 книг по немецкому языку, так как в основном его школы и выбирают как второй обязательный, и 45 — по английскому. Средств на литературу у общеобразовательных заведений нет.
Китайская грамота
В региональном министерстве образования «НВ» сообщили, что собирают пока заявки от школ по закупке дополнительных учебников для 5-х классов, поскольку именно в этом звене в текущем году и вводится еще один обязательный иностранный.
— Обеспечение учебной литературой школ — полномочия субъекта РФ. Издательства проинформировали нас о ценах на книги и готовы доставить их в кратчайшие сроки. Есть договоренность о дополнительном выделении нашему региону средств на эти нужды из федерального бюджета, — сообщил заместитель министра образования Новгородской области Александр САТИН.
По его словам, готов к проведению курсов повышения квалификации — для учителей, которые будут вести второй язык, — и региональный институт профессионального развития.
Но в школах говорят, что пока никого на учебу еще не отправляли. А от того, как оперативно будет организован обучающий курс, да от поставки литературы будет зависеть, насколько быстро пятые классы начнут зубрить алфавит еще одного зарубежного языка.
Согласно официальным документам федерального Министерства просвещения школы при определении языка должны ориентироваться на желания детей и родителей. И еще куда ни шло, если выбирают немецкий или французский — их в отдельных учреждениях и так в качестве факультатива преподают, и педагогов все же можно найти. А что делать, если класс единогласно проголосует, скажем, за набирающий популярность китайский? К слову, есть уже такой запрос в одной из школ Великого Новгорода. И даже предметник нашелся, готовый учить детей иероглифам и их значению. Только размер запрашиваемого им вознаграждения оказался неподъемным для учебного заведения...
Но существует и еще одна проблема, которую учреждениям проходится сейчас решать, чтобы начать уроки второго обязательного языка. Есть требования СанПиН по предельной недельной нагрузке на учащихся, согласно которым пятиклассники не должны учиться больше 28 часов при пятидневке и не более 31 часа при шестидневке. И все школы области графики уроков на этот учебный год к 1 сентября и, естественно, без учета еще одного иностранного составляли, придерживаясь данного требования. Теперь же, чтобы внести в сетку еще два часа в неделю — столько отводится на второй язык, эти часы нужно найти.
По словам председателя комитета образования Великого Новгорода Ирины ШАНАЕВОЙ, школы сами решают, перевести какие-то уроки, например, физкультуру или ОБЖ, в разряд факультативных, освободив таким образом два нужных для языка часа. Или увеличить количество уроков в субботу.
Но если в ряде городских школ классы среднего и старшего звена учатся по субботам, то вариант шестидневки совсем неудобен для районов, где рабочий процесс сельских школ завязан на подвоз детей из деревень — поэтому там выходные не задействованы.
— Наш поселок расположен близ Великого Новгорода, общественный транспорт ходит хорошо, что дает нам возможность перевести пятые классы, а у нас их три, на шестидневку. Причем уже со второй четверти, — пояснила Наталья Милова. — Хотя, конечно, родители этой новости не обрадовались. Мы выбрали в качестве второго иностранного немецкий язык, который наши учащиеся факультативно уже изучали в рамках совместного проекта с Санкт-Петербургским Гете-институтом. И учебниками мы были ранее обеспечены. Чего не скажешь о других школах...
Мнения разделились
В школе № 2 Великого Новгорода с углубленным изучением английского языка трудятся семь учителей иностранного. И здесь второй обязательный — немецкий — тоже ввели со второй четверти. Но при этом мнения педагогов разделились.
Инна СИРЕНКО убеждена, что изучение еще одного языка пойдет только на пользу учащимся:
— Первый иностранный, у нас это английский, начинают проходить еще в начальной школе. И к пятому классу ребята уже имеют определенный базовый набор знаний. Кроме того, к этому классу они уже знакомы с методами, как проще и быстрее запоминать слова, их перевод, правила употребления речевых оборотов. На мой взгляд, оптимально начинать изучение еще одного языка именно в пятом классе. Знание английского давно уже считается нормой. И чтобы успешно двигаться по карьерной лестнице, необходимо владеть как минимум двумя языками.
И Единый государственный экзамен по иностранному, который планируется сделать обязательным, станет для школьников дополнительным стимулом для изучения языков.
А вот Светлана НЕГОРЕВА не согласна с коллегой. По ее мнению, мотивировать ребят нужно не обязательным вводом дополнительных уроков или экзаменов, а возможностью общения с носителями языка:
— Школа сохранила связи с некоторыми учебными заведениями Германии, и учащиеся ездят туда в рамках обменных программ. Однако что примечательно: наши ребята с немцами общаются на английском языке! Но, к сожалению, не многие учебные заведения города могут сейчас похвастать подобными обменными проектами. А некоторые, из-за ухудшения отношений России и Запада, вынуждены были их прекратить. Действовал у нас факультатив по изучению немецкого — как раз с пятого класса, так вот к 7 классу интерес ребят резко падал — из-за большой нагрузки по основным предметам. Обязать ребенка можно, но это не означает, что он будет учиться с радостью и с пользой для себя.
* * *
В 2022 году одиннадцатиклассники, согласно информации Министерства просвещения России, будут сдавать четыре обязательных ЕГЭ: к испытаниям по русскому языку и математике добавятся еще история и... иностранный язык.