Главное театральное событие года — в вопросах и ответах
В минувшее воскресенье в Великом Новгороде завершил работу XXII Международный театральный фестиваль Достоевского. Вспоминая размах события, так и хочется применить к нему масштабное «отгремел». Оно и понятно: в течение недели Великий Новгород имел возможность чуть ли не по два раза в день погружаться в непростую атмосферу творений Фёдора Михайловича, интерпретированных русскими и зарубежными театральными труппами. Удовольствие, прямо скажем, редкое даже для больших городов.
В то же время устроители фестиваля не спешат с хвалебными одами в собственный адрес — несмотря на цифру XXII в подобном формате проект работал впервые. А первая попытка, как известно, не всегда бывает идеальной. Что же получилось, а главное — каковы дальнейшие перспективы фестиваля?
Кто виноват?
Открывая фестиваль, заслуженный работник культуры России Татьяна Тихоновец, приглашённая к нам в качестве профессионального критика, отметила, что новгородцы должны гордиться тем, что мероприятие такого уровня проходит именно здесь, в Великом Новгороде. «Не каждому городу выпадает честь, чтобы на его земле такое имя, как Достоевский, было родным. Город, у которого есть такой фестиваль, по праву может считать себя особенным. А губернатору я пожелаю одного — любите фестиваль, помогайте ему, потому что это — бренд новгородской земли», — сказала Татьяна ТИХОНОВЕЦ.
К слову, в гости к нам Татьяна Николаевна приехала впервые, тем интереснее было узнать о её впечатлениях от увиденного чуть позже, после более близкого знакомства с Новгородчиной.
— Простая мысль вертится в моей голове на протяжении всех дней пребывания здесь. Уже несколько раз мы выезжали в Старую Руссу — место, где не просто жил величайший писатель, где он написал знаменитый роман. Текст, погружённый в жизнь Старой Руссы, названной в «Братьях Карамазовых» Скотопригоньевском. Вы представляете, что бы было, если бы этот великий писатель, которого знает и любит весь мир, жил в маленьком европейском городке, — рассуждала Татьяна Николаевна в одном из антрактов. Другого свободного времени в графике критика во время работы фестиваля попросту не было. — Ведь это был бы городок, полностью посвящённый этому роману, Мекка для тысяч и тысяч туристов, вдоль и поперёк испещрённый маршрутами, как это сделано, к примеру, в местах, связанных с Астрид Линдгрен или Джоан Роулинг. И ведь как бы мы ни любили последних, Достоевский — это совсем другая величина! И как же мало мы себя любим и ценим, если Старая Русса сегодня — это всё такой же маленький, скромный, местами заброшенный городок. И это плохо! С ходу непонятно, чья это вина. Власти, прессы, местных жителей? Пожалуй, всех!
По мнению Тихоновец, театральный фестиваль — один из реальных шансов дать новый толчок развитию туризма в Новгородской области. Тем более что положительных примеров не так мало даже на территории России. Среди них — Международный Дягилевский фестиваль в Перми, где прошло детство великого импресарио, Платоновский фестиваль искусств в Воронеже, сумевший стать популярным буквально за несколько лет, Вампиловский театральный фестиваль в Иркутске и многие другие проекты. «И заметьте, все эти имена при их безусловной значимости всё же не идут в сравнение с именем Фёдора Достоевского, так что у вас на руках — безусловно, серьезнейший козырь», — уверена Тихоновец.
Матадор Раскольников
О своей любви к наследию Достоевского говорили и зарубежные гости фестиваля. С присущей испанцам экспрессией руководитель театра-студии «Балаган» из Мадрида Хосе Луис Чека Понса, привезший в Великий Новгород камерный спектакль «Игрок», признался, что Достоевский — пожалуй, самый любимый русский писатель в Испании:
— Конечно, мы знаем Чехова и Толстого, но Достоевский — это принципиально иное. Он особенно нам близок! Мне уже 60 лет, но я помню, как в детстве, полвека назад, увидел постановку «Преступления и наказания» по телевизору. Мне кажется, что Раскольников — типичный испанский герой. Это человек, живущий страстью к идее. Но самое главное, что он может покаяться. Это тот же матадор, убивающий быка на арене, но при этом просящий у него прощения.
Возможность продемонстрировать «испанский подход» к русской культуре на русской же земле — для театра редкость, в Музее изобразительных искусств труппа продемонстрировала исключительно «нашу» лиричность в спектакле «Игрок».
Любопытно, что и у себя на родине «Балаган» не устаёт год за годом сеять семена русской классической культуры. К примеру, 1 декабря в Мадриде будет сыгран моноспектакль «Мастер и Маргарита», билеты на который уже давно проданы. Такой же большой популярностью пользуется ежегодная Неделя русского театра в Мадриде, проходящая в апреле в одном из центральных парков города. Распространение русской культуры в Испании сам Хосе называет миссией, к занятию своему относится со всей серьёзностью и уверен, что ответный визит новгородцев в Мадрид просто необходим.
— Достоевский даёт нам надежду в отчаянный момент, в котором мы живём сейчас. Сейчас принципы жизни настолько запутаны, что далеко не все утруждают себя поисками идеалов. Мы, к примеру, хватаемся за Достоевского, — говорит Хосе. — И до чего же нам приятно находиться здесь, в России, в компании людей, которые также признают и ценят его.
Что делать?
А что же сама Россия, точнее — Великий Новгород? Зацепил фестиваль или скорее прошёл по касательной? По словам организаторов, за минувшую неделю на спектаклях побывало около шести тысяч зрителей. Залы были полны даже на нескольких дневных показах, когда солидная часть зрителей просто не могла прийти в театр из-за работы. Насыщенной жизнью в соцсети жило официальное сообщество фестиваля. Новости в нём обновлялись буквально круглосуточно, причём включали в себя не только материалы прессы и фотографии, но и два собственных проекта — динамичные видеодневники «Кофе с Достоевским» и «Ночь с Достоевским». Всё это создало ощущение нешуточного кипения вокруг события.
— В этом году команда, делавшая фестиваль, негласно решила приложить максимум усилий для того, чтобы сделать его масштабным. Долгое время фестиваль существовал как показ камерных произведений, и мы понимали, что на не слишком оснащённой сцене Культурного центра «Русич» в Старой Руссе или в Доме-музее Достоевского мы можем поставить очень ограниченный круг спектаклей. Тот же «Какой уж тут Миколка!..», по праву относящийся к камерным спектаклям, требует серьёзной системы освещения, которой в Руссе попросту нет, — поясняет театральный критик Сергей КОЗЛОВ. — Фестиваль, так или иначе, всегда выползал за рамки «камерности». И в этот раз мы просто дали ему свободу. Фокус себя оправдал. Во многом потому, что за годы существования проект стал если не знаменитым в профессиональных кругах, то уж точно известным. Заявки на участие в нём поступают в течение всего года. Приятно и удивительно, что в этом году российские театральные премьеры по творчеству Достоевского лились как из рога изобилия — и почти все заявились для участия в нашем фестивале.
В итоге получилось: мастер-класс известного режиссера Александра Галибина, прямые трансляции в кинозалы, два иммерсивных спектакля, в которых зритель, нравится ему это или нет, чувствовал себя участником происходящего на сцене, масштабные картины-эпопеи, очень личные зарисовки, экзотические, нетривиальные трактовки. Всё это объединяло имя Фёдора Достоевского, ставшего отправной точкой для бесконечного количества вариаций. И уверенность, что наш скромный город на какое-то время стал центром чего-то очень серьёзного.
— Перспективы, говоря откровенно, — это больная тема организаторов чего бы то ни было. Мы — к сожалению, не исключение. Сказать сейчас, каким будет следующий фестиваль, очень сложно. Конечно, мы хотим, чтобы он был не хуже. Тем более что на весь регион у нас есть всего два подобных проекта — это Kingfestival и фестиваль Достоевского. И как бы банально это ни звучало, но их будущее — ещё и вопрос финансирования, — уточняет Сергей Козлов. — Что до нас, то планов — масса. Есть идея сделать фестиваль не настолько плотным, растянуть его во времени, тем самым дать возможность зрителям посетить большее количество показов. Есть необходимость теснее работать со зрителем — привлекать его, что-то прояснять, иногда даже объяснять, двигать в сторону сближения с искусством. Есть большое желание вырастить фестиваль в неизменно сильный, узнаваемый проект, работающий в том числе на имидж всей области. Потому что пока ситуация, при которой Питер или Москва едут к нам на спектакли, — исключение из правил. При том, что в репертуаре фестиваля уже сейчас можно обнаружить редкие, уникальные вещи.