Как ею стал старинный некрополь Великого Новгорода?
В октябре прошлого года на портале «Вечевой колокол» была зарегистрирована новая инициатива: благоустроить Петровское кладбище — старинный некрополь Великого Новгорода. Увы, за прошедшие с того момента почти полгода всего 68 человек поддержали своими голосами это предложение. Как к этому ни относись, а проблемы уличного освещения или спортивных сооружений горожанам гораздо ближе. Тем не менее от этого вопрос, поднятый на «Вечевом колоколе» Алексеем Александровичем (именно так подписался автор данной инициативы), не становится менее важным.
«НВ» уже неоднократно обращались к теме благоустройства Петровского кладбища и реставрации расположенной на нём церкви Петра и Павла. Однако на дворе уже 2019 год, но могилы на Петровском по-прежнему «сползают в пруд», а в храм, являющий собой уникальный образец домонгольской архитектуры, раз за разом залезают бомжи. Значит, в очередной раз придётся повториться.
Судьба страны. Предыстория
Несмотря на то что Петровское кладбище и правда является одним из древнейших некрополей Великого Новгорода, интерес оно вызывает обычно не само по себе, а в связке с церковью Петра и Павла, расположенной на нём. Эта церковь — не просто памятник федерального значения, входящий в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Это ещё и редчайший для наших мест памятник, который каким-то чудом сохранился именно таким, каким был построен в конце XII века. На данный момент церковь находится в собственности Российской Федерации, полномочия по государственной охране осуществляются Министерством культуры России.
У председателя новгородского Общества любителей древности Сергея ТРОЯНОВСКОГО по поводу церкви Петра и Павла душа болит особенно сильно. Мало того что по долгу службы он понимает, какой шедевр находится в удручающем состоянии, так ещё и сам живет неподалёку от него. Говорит: «Сам бы вышел её реставрировать, своими руками бы раствор замешивал. Но так ведь дела не делаются».
— К сожалению, долгое время реставрацией этого уникального храма никто не был озабочен, — продолжает Сергей Викторович. — Его быстро подлатали после войны, однако надлежащего ухода он так и не получил. Мы, члены Общества любителей древности, в 2010 году даже вынуждены были выйти на субботник и своими руками заваливать мешками с песком вход в храм, чтобы вода и растаявший снег не залили его и стены не расползлись. В прошлом году на одном из собраний нашего Общества мы рассказали об этом памятнике губернатору Андрею Никитину, и, насколько мне известно, после его вмешательства дело сдвинулось с мёртвой точки. Однако создание реставрационного проекта — процесс не быстрый. Пока же судьба и церкви Петра и Павла, и самого кладбища, которое правильнее называть не Петровским, а Петропавловским, являет собой печальный пример того, что происходит со всей страной. Увы, в этой церкви живут бомжи, я обнаруживаю их присутствие всегда, когда сам оказываюсь там.
То, что церковь Петра и Павла находится в аварийном состоянии, подтверждают и в Инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области. Комментарий, который «НВ» удалось получить в Инспекции, по эмоциональной окраске с комментарием Сергея Трояновского, конечно, несравним, зато и оптимизма в нём больше.
В частности, в Инспекции сообщили о том, что ещё в ноябре 2018 года Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях была подана заявка на разработку проектной документации на проведение работ по сохранению церкви Петра и Павла. Предполагается, что финансирование всех работ будет осуществляться за счет средств федерального бюджета.
В настоящее время заявка принята к рассмотрению. Значит, ждём, что в 2019 году проект будет разработан и утверждён.
Кому это надо? Никому не надо…
Впрочем, реставрация — это только одна сторона медали. При этом, по мнению Сергея Трояновского, было бы неплохо, чтобы Росимущество, на балансе которого сейчас находится церковь Петра и Павла, передало её на баланс кому-то другому. Только кому?
— С моей точки зрения, эта церковь должна быть приходской, — говорит Сергей Викторович. — Однако стоит признать, что у епархии и так много памятников, о которых надо заботиться, а ресурсы не безграничны. Тогда, может быть, заботиться об этой церкви смог бы музей-заповедник? Но как бы это грустно ни звучало, церковь, расположенная на кладбище, для музея не интересна, туристы туда не пойдут. У музея уже есть подобный объект — это храм Рождества Христова на Красном поле. Там очень мало посетителей. Увы, пока не решится вопрос о собственнике, стоит констатировать, что памятник брошен.
Что же касается кладбища, то даже при условии передачи церкви Петра и Павла кому-либо на баланс уверенности в том, что и его приведут в порядок, нет никакой.
— Хотя это — уникальный объект! — уверена Нина ВИХРОВА, преподаватель НовГУ и соавтор проекта «Новгородские страницы «Русского провинциального некрополя». — На данный момент на кладбище осталось всего около 10 могил XIX века, многие — не в самом достойном состоянии, дорожки вымощены старыми надгробными плитами. Однако несмотря на запущенное состояние кладбище представляет собой огромный интерес для историков. И нужно поторопиться с приведением его в порядок.
Если продолжить перечислять, то именно на этом кладбище были похоронены две сестры знаменитой поэтессы Зинаиды Гиппиус, там же до сих пор находится часовня Бергов — знаменитой в нашем городе предпринимательской фамилии. Здесь же — воинское захоронение периода Великой Отечественной войны, а под спудом церкви Петра и Павла похоронена новгородская княжна Харитина, мощи которой считаются чудотворными.
И рядом со всем этим — стихийные свалки, разрушающаяся ограда…
Разные уровни благоустройства
В соответствии с Федеральным законом «О погребении и похоронном деле» все кладбища в Великом Новгороде, в том числе и Петровское, являются объектами муниципальной собственности, их содержанием и благоустройством занимаются организации — исполнители муниципального заказа, в нашем случае — «Городское хозяйство». Вот только, по словам начальника участка по благоустройству Алексея ЧУЙКОВА, основная роль «Городского хозяйства» — уборка кладбища от мусора. И с этим они уже много лет справляются.
Директор Специализированной службы по вопросам похорон Владимир МИЛЮТИН говорит, в общем-то, о том же: дорожки, вымощенные старыми надгробиями, — это не к его организации вопрос.
— До 1 мая мы планируем провести на Петровском два субботника, — добавляет Владимир Дмитриевич. — Ветки и мусор уберём. А вообще, мы — муниципальное казенное учреждение. У нас нет ни техники, ни денег для проведения более глобальных работ.
Как же так получается, что Петровское кладбище, несмотря на всю свою историческую значимость, у кого ни спроси — зона чужой ответственности? Ответ на этот вопрос в очередной раз даёт Сергей Трояновский:
— Очень жаль, что в нашем городе не принято приводить всё в порядок. Не чувствуется хозяйской руки. Виной тому, конечно, ещё и безденежье, потому что городской бюджет нищий. Я знаю людей, у которых есть могилы на этом кладбище, и знаю, что многие из них были бы согласны оказать посильную финансовую помощь приведению его в порядок. Если бы, допустим, за это дело взялся какой-либо благотворительный фонд. Однако уверенности в том, что это может произойти в ближайшее время, — нет.
С портала «Вечевой колокол»:
Поражает запущенность одного из древнейших погостов России: кучи стихийных свалок, особенно со стороны яблоневой рощи по ул. Каберова-Власьевской, заросший кустарником дренажный канал, неубранные пни, брошенные годами распиленные деревья, сползающие в пруд могилы, разрушающаяся ограда, вымощенные старыми надгробными плитами дорожки…