Что нужно сделать, чтобы избавить город от визуального шума
В последний день деловой программы форума состоялась дискуссия «Как поменять облик города и не ошибиться». Развернулась она вокруг темы необходимости введения в российских городах дизайн-кода, иными словами, свода правил и рекомендаций по оформлению вывесок и наружной рекламы по единым стандартам.
Доводы со знаком плюс привела руководитель проектов КБ «Стрелка» Яна КОЗАК.
— Дизайн-код помогает избавиться от визуального шума и загрязнения, которые возникают из-за чрезмерного количества наружной рекламы на фасадах зданий. Нередко визуальная среда влияет на уровень стресса и психическое здоровье. Жители с плохим видом из окна на 40 процентов чаще становятся жертвами депрессий, — говорила она. — Информационный шум — серьёзная проблема современных городов. Введение дизайн-кода должно опираться на действующие правила благоустройства, рекомендации.
Так, документ о дизайн-коде, чтобы не ущемить права предпринимателей, использующих рекламные вывески, должен быть понятным, иллюстративным, исчерпывающим. Ссылки на требования других нормативных документов нужно минимизировать.
По словам Козак, дизайн-код уже используется в Воронеже, Екатеринбурге, Белгороде, Саратове, Калининграде, Казани, Ижевске, Москве, Санкт-Петербурге.
Между тем основатель и креативный директор дизайн-студии ADEPT.WORKS Максим ШИЛОВ заметил, что когда в России нет сигнала сверху, то новые идеи никому не интересны:
— На форуме я внимательно слушал спикеров. Слова, которые они максимально цитируют: «предприниматели», «администрация», «нормативы», «ведомства», «депутаты», «контроль». И это свидетельствует о том, что в нашей стране действуют связи вертикальные, а нужно больше налаживать связи горизонтальные. Необходимо больше говорить с людьми, которые живут в городах, делать акцент на потребностях горожан, а не на бизнесе. И тогда в речи ведущих на форумах будут такие слова, как «люди», «забота», «общение».
Кроме того, известный дизайнер подчеркнул, что в наше время развития высоких информационных технологий, когда есть Интернет, вопрос о рекламных вывесках может вообще уйти из повестки дня. Поскольку продвижение бизнеса с их помощью уже не актуально.
Во время дискуссии была затронута проблема внешнего облика Великого Новгорода. Своими наблюдениями поделился предприниматель Равиль ДАУТОВ, директор ООО «Лактис-Инвест».
— У предприятия — 43 киоска, в день они обслуживают около 15 тысяч покупателей. И городская среда должна быть удобной для людей, — бизнесмен подразумевал шаговую доступность своих павильонов. — Мне бы не хотелось, чтобы вся работа по введению дизайн-кода свелась к борьбе с киосками. «Лактис» это уже неоднократно проходил.
Выступил на встрече и председатель комитета архитектуры и градостроительства Великого Новгорода Евгений ЖИЛИН. Он сообщил, что предложение о том, чтобы привести в надлежащее состояние нестационарные торговые объекты, сделать для них общий внешний вид, появилось девять лет назад.
— Сами по себе они выглядит неплохо. Но когда эти объекты установлены в одном месте, то тогда получается хаос. Задача заключается в том, чтобы убрать их с центральных улиц города и выработать определённую концепцию для этих сооружений, — сказал Жилин. — Что касается рекламных вывесок и информационных конструкций, этим вопросом администрация тоже занимается давно. Положение об их размещении она разрабатывает с 2014 года. Последние изменения в нём были утверждены около трёх лет назад. Это происходило с огромным скрипом, поскольку предпринимателям не нравятся требования к наружной рекламе. Например, в городе запрещено устанавливать рекламу выше первого этажа, запрещены крышные конструкции. Равнялась администрация на опыт Москвы.
Прокомментировал Евгений Жилин и введение дизайн-кода:
— В мэрии подготовлены требования к вывескам, в них определено, какими должны быть размеры букв, консоли, на каком уровне от земли должны размещаться вывески и так далее. Надеемся в скором времени их утвердить. Но пока правила не будут закреплены законодательно, чтобы далее на их основе муниципалитеты разрабатывали свои положения, тема дизайн-кода останется на уровне разговоров.
Максим ШИЛОВ, основатель и креативный директор дизайн-студии ADEPT.WORKS:
— Великий Новгород интересен тем, что в нём много зелёных насаждений. Мне понравился его человеческий масштаб. Правда, я не был на его окраинах, где много высоток. Единственный минус я заметил, когда вечером прогуливался по улицам Новгорода. Он плохо освещён, что не делает передвижение по нему комфортным и безопасным.
Внедрение дизайн-кода улучшит эстетическое восприятие города. Вместе с тем нужно повышать информированность бизнесменов. Сейчас много механик, позволяющих объяснить бизнесу, как ему работать эффективнее. Зачастую предприниматель теряет прибыль, не имея информации о том, как в современной среде ему вести свою коммуникацию с потребителем. Курсы СММ-маркетинга для бизнесменов более полезны, чем траты времени на согласование рекламных конструкций. Генеральная линия в введении дизайн-кода должна присутствовать, чтобы исключить ситуации, когда реклама закрывает обзор и мешает людям смотреть из окон, но зацикливаться на мелочах, например, какого размера должна быть табличка, тоже не стоит.