Памятник древнерусского военно-оборонительного зодчества — не место для креатива
Художник Андрей ОГНЕВ «нарисовал» триммером на валу Окольного города напротив станции скорой помощи солнышко и сердечко. А потом — вжик! — «зарисовал». А что было делать, если не принял картину худсовет?
Произведение ещё было цело, когда «НВ» обратились в «Росимущество», в чьём ведении находится памятник. И получили примерно такой ответ: там всё должно быть доведено до ума. Вряд ли собеседник хотел сказать, что композиция Огнева — как бы за гранью разумного. Но очевидно, что у чиновников — свои резоны про газоны. Может, из соображений красоты травостоя и охранного статуса объекта притом.
А народу, судя по комментариям в соцсетях, да и по ответам случайных прохожих, опрошенных «НВ», художества Огнева как раз таки в основном понравились. В смысле, что свежо, необычно, притягивает взгляд. Соответственно, люди жалели, что солнце на валу пропало.
Пропало пока не всё. Из-за разницы оттенков скошенной травы. Но пройдёт не так много времени, и всё затрётся-забудется. Хотя Огнев, отдадим ему должное, по полной творчески отработал ситуацию наперёд. Сюжет попал в СМИ. Художник предстал перед объективами и камерами в образе Садко, прозрачно, но довольно интеллигентно напомнив о своём нашумевшем прошлогоднем «акте вандализма» — покраске в Кремлёвском парке скульптур Садко и царевны Волховы.
Кстати, эта административно-судебная история до сих пор не окончена. «Водоканал», смывший краску, нанесённую Огневым, готов к примирению. Да вот художник не уверен, что следует заплатить из своего кармана 20 тысяч рублей, потраченных на удаление краски. Садко ведь опять ржавеет! Зачем же оплачивать напрасный труд? Разве так дела доводят до ума?
Вал — это другое. Вроде никакого эпатажа, демонстративного вызова. Художник, ныне занятый в сфере благоустройства, предложил оригинальную идею по косьбе. И изначально был готов к закашиванию композиции, если она не понравится.
По факту же оказалось, что в этом всё равно был элемент провокации: чиновники в своём видении ситуации предсказуемо не совпали с населением. Возникла тема, появились вопросы. Как-то мимоходом, скользнув по валу, подобно лыжнику на трассе слалома, человек с мотокосой заронил привлекательную идею: а почему бы не проводить в Великом Новгороде «зелёные фестивали»?
— Где-нибудь в июле, в разгар лета к нам приезжали бы из разных городов и стран, — мечтает Андрей Огнев. — И художники, способные создавать образы на траве, и зрители. Ничего не теряя, город приобретал бы нечто интересное, притягательное.
В самом деле — почему нет? Почему в XXI веке надо рассматривать вал как сугубо фортификационное сооружение? Никто не покушается на его историю. Никто, глядя на него зимой, не утверждает, что вал был насыпан новгородцами в связи с тем, что детишкам негде кататься на санках.
Вот так и с идеями. Было ровно. Откуда ни возьмись — Огнев-Садко. Смотрите, можно ведь и так. А ему говорят: нет, так нельзя. И вообще, не высовывайся.
И при этом все видят, что не так уж у нас и ровно. Вал блестит, как чья-то лысина, а рядом, на подступах к нему, трава такая, что коров пасти можно. Кто подскажет, чья там зона ответственности? И где логика, когда «рисовать» косой на валу нельзя, а разрушаться (вал подвержен осыпи) ему можно?
Наверное, памятнику нужен другой хозяин. И, по некоторым сведениям, он будет. И будут, в конце концов, проведены реставрационные работы. Вспомнит ли этот другой, что где-то на набережной Александра Невского живёт художник с желаниями, которые не всегда совпадают с возможностями? Взять тот же «зелёный фестиваль»: нигде нет, а у нас могло бы быть! Однако на то нужна воля — политико-муниципально-культурная.
Когда Андрей Огнев создавал свою картину под открытым небом, его первыми зрителями стали медики. «Сначала мы посмотрели с любопытством, не понимая ещё, что происходит, а потом нам это очень понравилось», — рассказали мне на станции скорой помощи.
Медицинский факт: улыбка продлевает жизнь.
Теги: Великий Новгород, Андрей Огнев, вал окольного города, Росимущество