Раскопы Новгородчины продолжают радовать учёных новыми знаниями о жизни наших предков
На дворе — август. Работа археологов в Новгородской области — в самом разгаре: не проходит и дня без новостей с раскопов, где трудятся специалисты и волонтёры.
Так, в Старой Руссе на Пятницком раскопе экспедиция нашла 750‑летний кошель: небольшую берестяную сумку для мелочей наши предки из далёкого XIII века носили на плече. По словам специалистов, сохранность вещи редчайшая: оборван только верх с клапаном.
— Мы часто находим обрывки плетёных изделий из лыка, корней, бересты, но такие почти целые изделия — редкость. Подобные имеются в этнографических коллекциях, да и сейчас мастера делают их в качестве сувениров, — рассказали представители Старорусской археологической экспедиции. — Мокрый культурный слой, как в Старой Руссе и Великом Новгороде, важен не только тем, что приносит яркие и сенсационные находки — берестяные грамоты, ювелирные украшения, детали оружия. Он, к счастью, сохраняет органику, в том числе совершенно обычные бытовые предметы и вещи, которые всё же нигде больше не найти.
К слову, о берестяных грамотах: сразу две за минувшую неделю были обнаружены при реконструкции Ильиной улицы в Великом Новгороде. Текст третьей в сезоне новгородской берестяной грамоты, а в общем счёте — уже 1138-й, благодаря учёным удалось расшифровать быстро. Она относится к началу XIV века.
— «От Селефонта к Спирку что еси заповедал с полурубля чему еси не прислал» в переводе на современный русский язык значит: «От Селефонта к Спирку. Те деньги из половины рубля, о которых ты заявил, почему ты до сих пор не прислал их», — прокомментировал Пётр ГАЙДУКОВ, начальник Новгородской экспедиции Института археологии РАН.
А 1139-я грамота была обнаружена в предматериковых слоях, в углублении, которое выкапывается на реконструируемой улице для установки биологических очистных сооружений.
— Мы можем говорить, что на этой глубине исследователи подошли к окончанию культурного слоя. Речь идёт о первых десятилетиях существования города в этом месте. Грамота найдена рядом с большим домом, она целая и читаемая. Текст её зафиксировал товарно-денежные отношения между Константином, Пекой и Гюрятой. «От Кснятина к Пеке: ты дал пять сорочков Гюряте...». То есть Пека дал Гюряте беличьи шкурки. А Гюрята взял шкурки у Константина. Так вот Константин пишет, что причитающееся нужно взять у Гюряты: в грамоте описаны товарно-денежные отношения, — подытоживает Пётр Григорьевич.
Наконец, раскопки участка в Новгородском кремле, на котором находилась церковь Бориса и Глеба, позволили исследовать культурные слои от XI до XV века и раскрыли западную стену некогда величественного, масштабного храма.
Исследование сохранившихся под землёй фрагментов выявило технику строительства стен: в процессе раскопок был обнаружен домонгольский кирпич византийского образца — плинфа. Из него был сложен первый ряд стеновой кладки, выравнивающий неровности валунного фундамента.
Также древние зодчие использовали большие белокаменные блоки. Такая кладка с использованием плинфы и каменных обработанных блоков называется смешанной (opus mixtum) и является одним из самых древних видов каменной кладки, восходящей к строительной технике Древнего Рима.
— Чтобы раскопать всю территорию церкви Бориса и Глеба, нужно не менее шести лет. Мы работаем на объекте третий сезон. В будущем году есть планы переместить раскоп к востоку и обнажить фрагмент апсиды: полукружия с алтарём, где проходили главные церковные таинства, — поделилась перспективами учёный секретарь Института археологии РАН кандидат искусствоведения Марина ВДОВИЧЕНКО. — Мы видим постоянный интерес к нашей работе со стороны горожан и туристов. Поэтому в следующем сезоне хотели бы сделать раскоп открытым: с площадкой, информационными стендами, возможно, голосовыми файлами, которые можно послушать с помощью QR-кода. Чтобы люди могли получить интересующую их информацию и при этом не отвлекали специалистов, работающих на раскопе.
Теги: Новгородская область, Великий Новгород, археология, Старая Русса, Пятницкий раскоп, Ильина улица, берестяные грамоты, РАН