Боровичская ёлка — не просто украшение, она такая одна
Эта история началась в те давние времена, когда много чего ещё не было. Телевизора хотя бы. Как государь мог поздравить подданных в режиме без пяти двенадцать? Да никак. Но, и это главное, ёлка новогодняя была!
А в Боровичах о ту пору жил-был мальчик Володя Божерянов. И как прилежный, воспитанный мальчик он вёл дневник, оставив потомкам среди прочего маленькое воспоминание о семейном празднике.
31 декабря 1884 года, понедельник. Проснулся в половине 9-го, помолился, поздоровался со всеми, напился чаю и начал золотить орехи. Потом дома стали наряжать ёлочку. К 8 часам вечера все бонбоньерки (небольшие коробочки или мешочки с подарками, обычно — сладостями) были на месте. Через четверть часа ёлку зажгли. Больную маму привезли на кресле «в зало» — такие тогда были слова. Сходили к знакомым, пригласив посмотреть ёлку. Наконец дело дошло до подарков: «Папа купил мне столярные вещи, Толе ружьё, а Маме сервиз».
Так прошёл последний день года. Для Володи и его семьи — наверняка очень мило и романтично. У каждого времени — своё восприятие праздника. О том, как это было, могут рассказать молчаливые участники прошлых торжеств — новогодние игрушки. Они — история праздника. А на самом деле гораздо больше — страны.
Идею исторической новогодней ёлки Музею истории города Боровичи и Боровичского края подсказал... Кот. Тот, что в сапогах.
Однажды заведующая музеем-филиалом НГОМЗ Ирина СТОЛБОВА увидела его в книге про новогодние игрушки. Автор — крупный коллекционер — купила своего кота на «блошином рынке» и была тому очень рада. Очень редкая вещь этот дореволюционный кот! «У нас же такой есть!» — обрадовалась Ирина Анатольевна. В музее. Разлёгся там, понимаешь.
Одно к одному — возник, как теперь говорят, проект. И музейный, и народный одновременно. Ведь старые игрушки, вышедшие из моды, но хранимые ещё по коробочкам, кто принёс? Конечно, это советские игрушки. То, что до, — слишком далеко. Но и эсэсэсэровский запас — это же интересно и познавательно. Здорово, если можно его сберечь к общественной пользе.
Шишки, сосульки, сказочные герои, бусы, гирлянды — кто теперь красит лампочки акварелью?
Свечи на прищепках. И игрушки. Самых разных размеров Деды Морозы. И звёзды — конечно, красные. Так и что, зима же. И какая б тут ни была идея, в канун Рождества звезда навсегда останется Вифлеемской.
Самолёты, дирижабли напомнят нам, что даже в самые трудные времена в стране был Новый год. И надежды, что уж следующий-то год точно принесёт с собой главное — Победу.
Новогодняя игрушка напомнит и про «наши достижения» — например, освоение космоса. И про этот, как его, «волюнтаризм» — пресловутая хрущёвская царица полей кукуруза тоже побывала на ёлке.
Батюшки, китайцы! А был у нас и задолго до нынешней с ними дружбы «партнёрский период». Вот гости из Поднебесной на ёлки к нам и запрыгнули.
Ближе к финишу эпохи мы и сами стали жить некоторым образом по-китайски: в моду вошли символы года. Вот и сейчас тот ещё Кот изготовился к прыжку.
Если вы думаете, что в советское время совсем уж не приветствовалось превращение важных персон в некий бренд, — отбросьте заблуждения. Была такая замечательная серия, как «игрушки — члены Политбюро». Поскольку они украшали собою лишь главную ёлку страны — Кремлёвскую, на исторической ёлке в Боровичах мы их, конечно, не увидим.
Но ведь, кроме показа, существует рассказ, не так ли? Ёлка в музее простоит всё Новогодье — и новое, и старое. Вокруг неё не только хороводы — экскурсии водят. Ведь в истории любимого праздника есть много любопытных страниц.
— Ирина Анатольевна (я имею в виду заведующую музеем), попросим!
— Друзья, — обращается к нам она. — Я хочу рассказать вам, что в Боровичах Новый год отмечали даже тогда, когда делать этого было нельзя. Ведь после революции праздник долгое время проходил по разряду вредных пережитков. Как и Рождество. Так вот, смелые боровичане, не желающие отказываться от традиций, скрытно приносили к себе домой маленькую ёлочку, занавешивали окна, к ночи вешали собственноручно сделанные бумажные игрушки. После 12 часов ёлку разбирали. Такая изустная история действительно сохранилась в Боровичах. А когда праздник реабилитировали, газета «Красная искра» призывала: «Давайте отметим дружно пионерское рождество!». Или вот ещё: «Давайте наградим стахановцев пружинными матрасами!».
Вообще-то, первый запрет на ёлку ввели вовсе не большевики. Она официально стала непопулярной во время Первой мировой войны, поскольку традиция связывалась с немецкой культурой. К слову, сама стеклянная игрушка — родом из Германии.
Вот сейчас игрушки — бац, и хоть бы что! Потому что из пластика. Но не всем новации по душе. И музей заказывает крестецким мастерам стеклянные шары, расписанные видами города. Серия пользуется успехом — эксклюзив же! В самих Боровичах есть мастерица, которая изготавливает ватные игрушки — вот прямо как оно при царе делалось ещё.
Боровичскую историческую ёлку наряжают уже на протяжении ряда лет. Причём «срок действия» всё длиннее и длиннее. А коллекция игрушек год от года — всё больше и больше. И уже есть возможность наряжать маленькие тематические ёлочки в экспозиционных залах. Посмотреть, поучаствовать в интерактивных играх идут семьями, идут с внуками. Возможно, кто-то ищет глазами на зелёном праздничном дереве что-то своё, переданное музею в дар.
Ёлки в учреждениях, на улицах, во дворах — их много. Но вот эта — она такая одна. Не просто украшение. Не только дверь в Новогодье, за которой каждого ждёт что-то хорошее, ведь следующий год, он же непременно должен быть лучше. За этой дверью — мечты пап и мам, дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек. Доброе напутствие, надежда, вера в чудо.
Ёлка — дерево вечнозелёное...